Модульно – компетентностный подход к разработке образовательных программ ТиПО в Республике Казахстан (модульная учебная программа)

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

Борибеков К.К.

 О новых подходах к разработке образовательных

программ технического и профессионального образования

в Республике Казахстан

 

 

Модульно – компетентностный подход к разработке образовательных программ ТиПО в Республике Казахстан

(модульная учебная программа)

 

Последние годы с момента создания нормативно-правовой базы разработки и принятий Национальной системы квалификации (2011 года) а также требованием транснациональных компании работающих в Республике Казахстан при приеме на работу местных специалистов обязательного представление Сертификата о квалификации, то есть, документа, подтверждающего профессиональную компетентность – претендента  на конкретное рабочее места.

Специалисты системы ТиПО под руководством Министерства образования и науки Республики Казахстан активно начали изучать и работать по пересмотру структуру и содержание образовательных программ, порядок проектирование учебных планов и программ от традиционного предметно – циклового подхода с описанием содержание технических и специальных дисциплин и видов учебно-производственной работы к формированию учебных модулей ориентированные на выполнение определенных видов будущей профессиональной деятельности (компетенции).

В результате за 2013-2015 годы с привлечением экспертов таких зарубежных организации как GIZ (Германия), Британского Совета (Великобритания), Pearson Education (Великобритания),  JAMK (Финляндия), LD (Германия), TAFE (Австралия), Nanyang Polytechnic (Сингапур), Университет Sait Polytechnic Южной Альберты (Канада) и РИПО (Беларусь) были разработаны образовательные программы по 45 специальностям на основе модульно-компетеностного подхода.

Изучения зарубежного опыта и совместная работа с зарубежными экспертами по разработке образовательных программ по подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена, показало, что у каждой страны различные подходы к определению структуры и содержание модульных программ.

Обсуждая опыт совместной работы НАО «Холдинга «Кәсіпқор» по созданию новых образовательных программ, Министерством образования и науки РК была принята решение;

– с нового 2016-2017 учебного года начать внедрение в колледжах страны выше названные новые образовательные программы по 45 специальностям ТиПО;

– за 2016-2018 годы актуализировать, то есть пересмотреть все ранее разработанные учебные планы и программы по подготовке специалистов среднего звена и рабочих кадров на основе модульно-компетеностного подхода.

Для чего НАО «Холдингом «Кәсіпқор» в текущем году организованы курсы повышения квалификации ИПР и руководящих работников колледжей ТИПО в которых, предусмотрены внедрение новых образовательных программ. По данной программе повышения квалификации только в этом году будут переобучены более 2600 преподаватели технических и специальных дисциплин и мастера производственного обучения колледжей страны.

 

Особенности модульно-компетеностного подхода к разработке образовательных программ технического и профессионального образования, по которым начато пересмотр традиционного подхода к проектированию типовых учебных планов и программ для учебных заведений ТиПО.

 

Модульная учебная программа – часть образовательной программы, направленная на освоение знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения определенных видов профессиональной деятельности в рамках одной специальности.

Содержание модульной учебной программы представляется в виде завершенных этапов обучения.

При модульном подходе к разработке образовательных программ на каждый вид профессиональной деятельности  (компетенции) разрабатывается отдельный модуль.

В рабочей учебной программе по специальности определяется перечень и объемы каждого модуля, порядок их изучения, виды учебных занятий и формы контроля в соотношении; теоретические занятия в колледже – 40%, практика на предприятии – 60% (процентное содержание зависит от специальности).

Модульная учебная программа дает возможность освоения выпускниками колледжей нескольких квалификаций и быть более мобильными и востребованными на рынке труда.

В зависимости от поставленных перед разработчиками целей, задач и ожидаемых результатов обучения модульные образовательные программы по структуре и содержанию могут отличаться друг от друга.

В некоторых странах методисты используют модульный подход для организации планирования работы преподавателя общетехнических и специальных дисциплин. Учебные программы отдельных специальных предметов формируются по содержанию тематики и разделов в отдельные модули для обеспечения завершенности обучения отдельных видов функциональной деятельности (компетенции). Совокупность таких модулей может дать отдельно взятую квалификацию. Такой подход рассматривается как модульная технология преподавания отдельных  дисциплины и видов учебной работы. Например, модульные программы, используемые в колледжах Германии, Великобритании, в большинстве случаев разрабатываются на каждую компетенцию (вид действий, выполняемый в рамках одной квалификации), необходимую для получения квалификации. В таком подходе завершение обучения по отдельно взятым модулям не дает возможности выхода на рынок труда.

 

В Сингапуре, Австралии, Канаде, Норвегии, Финляндии и ряде других стран структура и описание содержания модульных программ предусматривают необходимость разработки их на каждую квалификацию. На каждую квалификацию по модулям описываются ожидаемые результаты обучения и критерии оценки.

Результаты обучения это формулировки, определяющие, что будут знать, уметь или в состоянии выполнять студенты в результате учебной деятельности. Результатом обучения выступают совокупность формируемых компетенций по модулям обучения с выходом на квалификацию.

Критерии оценки перечень основных видов учебной деятельности по модулям для принятия решения по оценке результатов обучения на соответствие предъявленным требованиям к компетентности.

В этих странах содержания модульной учебной программы представляется  в виде завершенных этапов обучения и направлены на освоение знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения отдельных видов профессиональной деятельности (квалификации) в рамках одной специальности с возможностью сертификации квалификации и выхода на рынок труда.

Согласно, Трудовому кодексу Республики Казахстан, только наличие документа об образовании и квалификации (специальных знаний и профессиональной подготовки) гарантирует конкурентоспособность и возможность выхода человека на рынок труда.

Именно поэтому внедрение модульно-компетентностного подхода к разработке образовательных программ в Казахстане является более востребованным и перспективным.

 

Чтобы, было более понятным для инженерно-педагогических работников колледжей и разработчикам рабочих учебных планов и программ приведу несколько примеров:

 

Отрасль: «Строительство»

Профессиональный стандарт НСК РК по специальности: «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»  с учетом специальных видов строительных работ предусматривает выполнение минимум пяти видов профессиональной деятельности, (со специализацией отделочные работы получения 5 квалификации) или специальных модулей в рамках данной специальности. То есть работать в качестве:

  • штукатура
  • маляра
  • мастера отделочника (с умением выполнять работы плиточника и облицовщика)
  • техника-отделочника
  • младшего технолога строителя 5 уровня НРК

Структура и содержание образовательных учебных программ и планов определяются в соответствии с требованиями профессиональных стандартов или квалификационных требований и пожеланиями заказчика-работодателя.

При разработке рабочих образовательных программ и учебных планов, исходя из требований конкретного работодателя-заказчика и срока обучения по данной специальности, можно предусмотреть еще три дополнительных модуля общего профессионального характера деятельности: (Охрана труда и безопасной организации работы», «Оборудование, механизмы и инструменты, используемые в отделочных работах», «Сырье и материалы, используемые в отделочных работах»). Тогда образовательная программа по данной специальности будет состоять минимум из 8 модулей (на усмотрение разработчика).

После завершения обучения всех модулей учебной программы предусматривается возможность сдачи экзамена (тестов) в центрах сертификации квалификации, получить сертификат и выйти на рынок труда. И эти положения также должны быть учтены при разработке раздела «Контрольные измерительные материалы», то есть тестовых заданий по оценке и сертификации квалификации.

Отдельные специальные модули можно использовать для организации краткосрочной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, так как модули автономные и представляют собой завершенные курсы профессионального обучения с достижением определенных результатов (компетенций).

 

Отрасль: «Сфера обслуживания»

Профессиональный стандарт НСК РК по специальности: «Организация питания» предусматривает выполнения следующих четырех видов профессиональной деятельности (компетенций) в рамках этой специальности (Повар, Кондитер, Официант и Бармен).

На каждый вид профессиональной деятельности (компетенции) разрабатывается отдельные модули. Они имеет завершенный этап обучения.

Образовательная программа по специальности «Организация питания» в данном случае должна включать минимум четыре специальных, содержательно ориентированных на квалификацию модуля профессионального обучения.

При модульно-компетентностном подходе к разработке образовательных программ по данной специальности, исходя из требований профессиональных стандартов (к компетенции специалиста), содержания и срока обучения, можно предусмотреть еще три дополнительных модуля: («Оборудование и механизмы для организации общественного питания», «Сырье и материалы для организации общественного питания», «Охрана труда и техника безопасной организации работы»).

Таким образом, при разработке рабочей учебной программы и плана по специальности «Организация питания» можно будет предусмотреть минимум 8 модулей профессионального обучения.

После освоения всех модулей данной образовательной программы у студента: – будут возможность получения минимум четырех квалификаций;

      – повысится возможность трудоустройства в сфере обслуживания по специальности «Организация питания».

 

Отрасль: «Машиностроение»

Профессиональный стандарт, разработанный и утвержденный в рамках внедрение Национальной Системы Квалификации Республике Казахстан  (далее – НСК РК) по специальности: «Эксплуатация машин и оборудования промышленности».

Предусматривает выполнение минимум трех видов профессиональной деятельности (компетенции) в рамках данной специальности. То есть работать в качестве:

  • Слесаря механосборочных работ
  • Слесаря ремонтника машин и оборудования
  • Техника – механика

Для организации подготовки кадров по этой специальности на основе профессионального стандарта/квалификационных требований разрабатываются образовательные учебные программы и планы.

Образовательная программа по специальности «Эксплуатация машин и оборудования промышленности» должна включать минимум три содержательно-ориентированных на квалификацию специальных модуля профессионального обучения.

Исходя из требований (к компетенции специалиста) профессионального стандарта/квалификационных требований по специальности «Эксплуатация машин и оборудования промышленности» и в зависимости срока обучения можно предусмотреть еще четыре модуля общих для всех видов профессиональной деятельности (компетенции) по указанным квалификациям: («Материаловедение», «Слесарное дело», «Промышленные оборудование и механизмы», «Охрана труда и техника безопасной организации работы»). Тогда образовательная программа по данной специальности будет состоять минимум из 7 модулей.

После завершения обучения по всем модулям учебной программы предусматривается возможность сдачи экзамена в центрах сертификации квалификации. Получение сертификата в центрах сертификации дает возможность выйти на рынок труда.

 

Таким образом, новые образовательные программы, разработанные на основе модульно-компетентностного подхода позволяют:

  • сохранить фундаментальность существующих образовательных программ (общегуманитарные, социально-экономические и общепрофессиональные дисциплины);
  • реформировать блок специальных дисциплин в учебные модули для формирования профессиональных компетенций, указанных в профессиональных стандартах;
  • интегрировать модульные программы для обучения студентов в колледжах по родственным квалификациям;
  • отдельные модули можно использовать для курсовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • предусматривать в модулях практическую подготовку для использования технологии дуального обучения.

 

Приложение

 

Примерные формы оформление структуры и описание содержание модульных программ

 

   Специальность  ___________________________    Квалификации:

1)__________________, 2) __________________, 3)__________________,

4) _____________________________, 5) ___________________________.

 

  • Структура описание содержание профессиональных компетенции по модулями на примере специальности «Строительство и эксплуатация зданий сооружений» со специализацией отделочные работы.

Наименование модулей с указанием квалификации

/компетенции

(Коды из Классификатора ТиПО)

Наименование разделов

и тем  по учебным модулям (общепрофессиональных и специальных дисциплин, производственного обучения и профессиональной практики)

Формируемая

компетенция/ результаты обучения (модульные  единицы)

(Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным)

Объем учебного времени

в часах/ кредитах

Штукатур

(указать уровень квалификации)

 

 

Наименование разделов и тем  общепрофессиональных и специальных дисциплин

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Наименование разделов и тем  производственного обучения

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Наименование разделов и тем  профессиональной практики

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Маляр

(указать уровень квалификации)

 

Наименование разделов и тем  общепрофессиональных и специальных дисциплин

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Наименование разделов и тем  производственного обучения

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Наименование разделов и тем  профессиональной практики

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Мастер отделочник (с умением выполнять плиточника и облицовщика)

Наименование разделов и тем  общепрофессиональных и специальных дисциплин

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Наименование разделов и тем  производственного обучения

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Наименование разделов и тем    профессиональной практики

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Техник-отделочник (указать уровень квалификации)

 

Наименование разделов и тем  общепрофессиональных и специальных дисциплин

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Наименование разделов и тем  производственного обучения

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Наименование разделов и тем  профессиональной практики

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Младший технолог – строитель (указать уровень квалификации)

 

Наименование разделов и тем  общепрофессиональных и специальных дисциплин

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Наименование разделов и тем  производственного обучения

Знания, Умения, Навыки Быть компетентным:

 

Наименование разделов и тем    профессиональной практики

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

 

На каждую квалификацию и по модулям необходимо определить ожидаемые результаты обучения и разработать критерии оценки. 

Квалификация/модуль

Результат обучения

Критерии оценки

 

 

 

 

  • Структура и содержание модульной учебной программы производственного обучения и профессиональной практики

Код профессиональных квалификации/ компетенций

Учебные модули (темы и виды учебно-производственной работы)

Формируемые навыки работы/результаты обучения/компетенции

Объем учебного времени

в часах

/кредитах

 

 

 

 

Итого

 

 

По структуре и содержанию учебной программы.

В разделе «Содержание модульной учебной программы дисциплины/производственного обучения и практики» необходимо описать критерии оценки обучения. 

При определении формируемой компетенции по каждому модулю и дисциплине необходимо учитывать «Методику разработки типовых учебных планов и образовательных учебных программ, интегрированных образовательных учебных программ по специальностям технического и профессионального образования (Приказ МОН РК №446 от 3 ноября 2013 года)» в части описания компетенций.

Примечание: Перед типовым учебным планом необходимо в пояснительной записке (предисловие)  отразить  возможность приложение типового учебного плана (традиционной предметно-цикловой форме) в целях более детального понимания разработчиками рабочих учебных программ использования модульно – компетентностного подхода а также организаторам (менеджерам), занимающихся вопросами тарификации и распределения учебной нагрузки между ИПР в конкретном учебном заведении.

Предложенная форма типового учебного плана  разработано на основе моделей учебных планов указанных в ГОСО РК «Общие положение» по ТиПО.

Образец оформление структуры и содержание типового учебного плана для внедрения технологии модульного обучения (приложение 2).

 

Приложение 2

учебный план

по организации  подготовки кадров по технологии модульного обучения

(по модульным образовательным программ) по специальности  _________________________________________________________________

Квалификации: 1) _____________________,  2) ________________________,

                           3) ____________________,  4) ________________________

Срок обучения     _________              на базе общего среднего образования

Индексы

обозначение

 

Наименование

циклов, дисциплин и возможных модулей

(с указанием кода компетенции/квалификации)

(из ГКЗ – Классификатор ТиПО)

 

 

 

Формы контроля

Объем учебного времени в часах/кредитах

Распределение по семестрам

Количество контрольных работ

всего

Из них

Распределение по курсам и семестрам

экзамены

зачет

Курсовой проект

Теоретическое обучение

Практическое обучения

1 курс

2 курс

3 курс

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ОГСЭД 00

Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГСЭД 01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГСЭД 02

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПМ…

Общепрофессиональные модули

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПМ….

Профессиональные и специальные модули

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СМ….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПП ….

Профессиональная практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПП….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПА…..

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИА ….

Итоговая аттестация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого на обязательное обучение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*    *    *

 

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

Последние записи

Елімнің ертеңі дарынды жастар

Осы жылдың 15 қазанында Қазақстан АҚШ тың ерікті университетінде «Елімнің ертеңі дарынды жастар»деп аталатын қалалық дебют турнирі өтті. «Елімнің ертеңі дарынды жастар»атты қалалық пікірсайыс турниріне

«Қазақстан-туған жерім, туған елім!» атты сынып сағаты

Білім беру ұйымдарында Республика күнін мерекелеу жөніндегі республикалық іс-шаралар жоспарына сәйкес, 2022 жылғы 21 Қазанда 20-П-1 және 21-П-1 топтарының студенттері Мемлекеттік ән ұранды орындаумен салтанатты