Методические рекомендации ТУПр и Пл ТПО по МП с ККБ КШК

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

НЕКОМЕРЧЕСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ХОЛДИНГ «КӘСІПҚОР»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

по оформлению и разработке рабочих учебных программ и учебных планов на основе модульно-компетентностного подхода по специальностям технического и профессионального образования

АСТАНА 2016

Разработчики: Борибеков К.К., Сабирова Р.Б.

 

 

Цель рекомендаций – помочь педагогическим, научно – методическим и практическим работникам, занимающимся разработкой рабочих учебных планов и программ на основе модульно-компетентного подхода в рамках требований государственных общеобязательных стандартов технического и профессионального, послесреднего образования

Рекомендации сопровождаются приложениями, которые расширят возможности разработчиков в структурном оформлении и технологии составления рабочих учебных программ и планов на основе модульно-компетентного подхода по специальностям технического и профессионального, послесреднего образования

Методические рекомендации предназначены руководителям, методистам организации образования, для использования при разработке и составлении и рабочих учебных программ и планов организаций технического и профессионального образования.

 

Методические рекомендации решением Научно-методического совета Некоммерческого акционерного общества «Холдинг Кәсіпқор» от 5 июля 2016 г. за № 2, одобрены для использования учебными заведениями при разработке рабочих учебных планов и программ на основе модульно-компетентностного подхода по специальностям технического и профессионального образования, послесреднего образования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке рабочих учебных программ и планов по специальностям технического и профессионального образования.

 

Введение

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» разработка и утверждение рабочих учебных планов и рабочих учебных программ относятся к компетенции организации образования (подпункт 2) пункта 3 статьи 43 Закона РК «Об образовании»).

Учебная программа – документ, определяющий по каждой учебной дисциплине содержание и объем знаний, умений, навыков и компетенций, подлежащих освоению (пункт 45) статьи 1 Закона РК «Об образовании».

Содержание профессионального обучения по специальностям определяется образовательными программами, которые разрабатываются в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования в виде типовых и рабочих учебных программ по дисциплинам и различным видам учебной деятельности или модулей.

Рабочая учебная программа предназначена для реализации требований к содержанию и уровню подготовки обучающихся по конкретной учебной дисциплине/модулям или профессиональной практике.

Рабочие учебные программы по дисциплинам и видам учебной деятельности или учебные программы по модулям ориентированным на компетенцию (квалификацию) разрабатывается в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта технического и профессионального, послесреднего образования и структурой модели учебных планов и требований к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям по уровням квалификаций, установленным профессиональными стандартами.

Рабочие учебные программы является основными планирующими документами по организации учебных занятий преподавателей с обучающимися.

Изучение зарубежного опыта и сравнительный анализ структуры и содержания учебных программ и планов по организации профессионального обучения, используемых в ряде зарубежных стран показало:

  • современные учебные программы и планы ориентированы на приобретение нескольких компетенций в рамках учебного плана и образовательной программы по одной специальности;
  • порядок проектирования учебных программ и планов по структуре и содержанию отличаются от традиционного предметно – циклового подхода с описанием содержания технических и специальных дисциплин и видов учебно-производственной работы;
  • дисциплины общепрофессиональной и профессиональной подготовки объединены в несколько модулей, ориентированных на конкретные квалификационные компетенции;
  • проектирование образовательных программ требует формирования учебных модулей, ориентированных на выполнение определенных видов квалификационных компетенции будущей профессиональной деятельности.

Согласно, Трудовому кодексу Республики Казахстан (подпункт 3) пункта 1 статьи 32 Трудового кодекса РК), при заключении трудового договора претендент обязан представить работодателю документ об образовании, квалификации, наличие специальных знаний или профессиональной подготовки на работу, требующую соответствующих знаний, умений и навыков.

Документ о квалификации, наличии специальных знаний или профессиональной подготовки это удостоверение, свидетельство или сертификат, подтверждающий профессиональную компетентность – претендента на конкретное рабочее место.

Поэтому использование модульно-компетентностного подхода при разработке образовательных программ и внедрение модульного обучения в настоящее время является актуальной задачей системы технического и профессионального, послесреднего образования.

В настоящих рекомендациях используются следующие ключевые определения:

модульная учебная программа – часть образовательной программы, направленная на освоение знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения определенных видов профессиональной деятельности в рамках одной специальности;

рабочая учебная программа – документ, разрабатываемый организацией технического и профессионального образования для конкретной дисциплины, практик, иных видов учебной деятельности (модулей) рабочего учебного плана на основе типовой учебной программы;

модуль – независимый, самодостаточный и полный раздел образовательной программы или период обучения;

модульная единица – это логически приемлемое разделение труда в определённой профессии, имеющее чёткое начало и конец труда, который может быть разделён, далее результатом этого будет продукт, услуга или часть работы (рабочая операция) – определение МОТ (международная организация труда);

модульная учебная единица – совокупность разделов (тем) содержания обучения в рамках одного учебного модуля (дисциплины), обеспечивающая знания и выполнение конкретных навыков будущей квалификации;

специальность – вид трудовой деятельности (функции) соответствующий требованием определенных уровней квалификации в рамках одной профессии;

квалификация – уровень подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной специальности;

результаты обучения – это формулировки, определяющие, что будут знать, уметь или в состоянии выполнять студенты в результате учебной деятельности. Результатом обучения выступают совокупность формируемых компетенций по модулям обучения с выходом на квалификацию.

критерии оценки – перечень основных видов учебной деятельности по модулям для принятия решения по оценке результатов обучения на соответствие предъявленным требованиям к компетентности.

учебный план – документ регламентирующий перечень, последовательность, объем (трудоемкость) учебных дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности обучающихся соответствующего уровня образования и формы контроля;

рабочий учебный план – документ, разрабатываемый организацией технического и профессионального образования на основе типового учебного плана, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин различные виды учебной работы (модулей), последовательность, интенсивность и основные формы организации обучения, контроля знаний и умений обучающихся, утверждаемый руководителем организации образования.

Выбор структуры и порядок формирования содержания рабочих учебных программ по общепрофессиональным, профессиональным (специальным) модулям или общепрофессиональным, специальным дисциплинам и по всем видам учебной работы осуществляется учебным заведением самостоятельно.

Учитывая сложность процесса проектирования структуры и формирование содержания рабочих учебных программ по модулям при модульно-компететностном подходе, в целях оказания практической методологической помощи руководителям и инженерно-педагогическим работникам организации ТиПО разработаны настоящие методические рекомендации.

 

Общие положения

Определение структуры и практико-ориентированного содержания образовательных программ по специальностям является достаточно сложной творческой задачей для разработчиков рабочих учебных программ по специальностям технического и профессионального образования. Разработчикам при модульно-компетентностном подходе необходимо обеспечить интеграцию образовательных программ учебных дисциплин, практик, иных видов учебной деятельности по смежным квалификациям в рамках одной специальности.

Модульно-компетентностный подход ставит задачу определения оптимального соотношения между теоретическим обучением и практической трудовой деятельностью, между требованиями работодателей и учебной программой профессиональной подготовки.

При модульном подходе к разработке рабочих учебных программ и планов на каждый вид профессиональной деятельности (компетенции) разрабатывается отдельный модуль.

Компетентностный подход предусматривает формирование базовых и профессиональных компетенций, в том числе внедрение модульной технологии обучения.

Содержания модульных образовательных программ должно обеспечить освоение базовых и профессиональных компетенции предусмотренного уровня квалификации по специальностям.

Структура и проектирование содержания модульной учебной программы

Структура и проектирование содержания модульной учебной программы существенно отличается от традиционного подхода к определению структуры и описания содержания рабочей учебной программы по дисциплинам и видов учебной деятельности.

Структура, оформление и описание содержания модульной учебной программы ориентированы на освоение компетенции по определенным уровням квалификации.

В целях структурирования и систематизации работы разработчиков рабочих учебных программ предлагается следующая структура оформления модульной учебной программы:

  • Титульный лист

В титульном листе указывается:

– номер и дата регистрации;

– наименование модульной учебной программы;

– наименование специальности ТиПО;

– год разработки.

Форма титульного листа прилагается. Приложение 1.

            Оборотная сторона титульного листа содержит сведения об авторе (авторах) и рецензентах. О решениях предметно-цикловой комиссии учебного заведения, № протокола и дата заседания предметно-цикловой комиссии учебного заведения.

  • Пояснительная записка к рабочим учебным программам

В пояснительной записке к рабочим учебным программам рекомендуется подробно описать:

  • обоснование разработки рабочей образовательной программы (учебной программы и плана) / по выбранной специальности с указанием использованных основных правовых нормативных документов и рекомендации, действующих образовательных стандартов, программ типовых и других учебных планов;
  • принципиальные отличия вновь разработанных рабочих учебных программ и планов от действующих типовых учебных программ и планов по данной специальности;
  • цели разработки и ожидаемые результаты от внедрения разрабатываемой рабочей образовательной программы;
  • общие характеристики и особенности рабочего учебного плана с указанием объемов учебного времени, возможных периодов обучения, содержание отдельных общеобразовательных дисциплин, модулей и т.д.
  • назначение общепрофессиональных и профессиональных модулей, дисциплины и различных видов учебной работы, ее роль, в подготовке специалистов, связь с другими модулями (дисциплинами и видами практики) образовательной программы специальности, а также краткие методические указания по ее изучению (реализации).
  • Структура и описание содержания модульных программ предусматривают наименование и перечень основных модулей в рамках одной специальности и разработку модульных программ на каждую квалификацию.

Примерная структура модульной учебной программы прилагается. Приложение 2.

Содержание модульной учебной программы представляется в виде завершенных этапов обучения и направлены на освоение знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения отдельных видов профессиональной деятельности (квалификации) в рамках одной специальности с возможностью сертификации квалификации и выхода на рынок труда.

В модульно-компетентностном подходе к разработке рабочих учебных программ ключевой (первоначальной) задачей является определение разработчиками:

3.1) Наименования и перечня основных модулей с указанием возможной квалификаций/компетенции в рамках выбранной специальности 

Возможное наименование и количество специальных профессиональных модулей определяется в соответствии с НРК и видов профессиональной деятельности (компетенции) предусмотренных профессиональными стандартами по выбранной специальности. Исходя из требований (к компетенции специалиста) профессионального стандарта/квалификационных требований по специальности, а также в зависимости срока обучения разработчиками определяются общепрофессиональные модули общих для всех видов профессиональной деятельности (компетенции) по определенным квалификациям: («Материаловедение», «Охрана труда и техника безопасной организации работы» и т. д.). Суммарное количество общепрофессиональных и специальных модулей определят минимальное количество основных модульных учебных программ по выбранной специальности.

При определении наименования основных специальных модулей рекомендуется руководствоваться также действующими Классификатором специальностей технического и профессионального образования, профессиональными стандартами, где указаны все виды и уровни возможных квалификации в рамках одной специальности.

Определение перечня и наименование основных профессиональных модулей по отдельным специальностям также возможно через описание последовательности полного цикла производственных действий в рамках одной специальности.

3.2) Наименование разделов и тем по учебным модулям

Для определения содержания модульной учебной программы необходимо определить тематический план, в котором указывается наименование разделов и тем по учебным модулям. Структура тематического учебного плана учебных модулей включает отдельные разделы и темы общепрофессиональных и специальных дисциплин, производственного обучения и профессиональной практики для освоения необходимых знаний, умений, навыков и необходимых компетенции установленного уровня квалификации. Поэтому в модульных учебных программах отсутствует тематика общего характера, все темы ориентированы на приобретение определенного уровня компетенции. В рабочей модульной учебной программе определяется рекомендуемый перечень лабораторных работ, производственного обучения и практических занятий по каждому модулю отдельно. Смотрите приложение 2.

Описание содержание учебных модулей преподаватели для себя могут оформить в виде следующей таблицы №5

 

 

т№п/п

Базовое содержание учебного модуля

Требования к уровню усвоения содержания учебного модуля

Содержание

Ресурсы

Теоретического

обучения

Практического

обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Базовое содержание учебного модуля включает отбор, анализ и организацию содержания путем определения конкретных дидактических единиц (разделов, тем) и установления логической последовательности их изучения.

Требования к уровню усвоения содержания учебного модуля (теоретических и практических занятий).

Ресурсы – это материально-техническое и методическое обеспечение реализации содержания программы, центральный фактор успешности освоения компетенций, без которого реализация модульных программ, основанных на компетенциях, невозможна.

3.3)  Формируемая компетенция/ результаты обучения

В данном разделе описываются требования к уровню знаний, умений, навыков, формируемым компетенциям в виде модульных единиц по каждым учебным модулям.

На каждую квалификацию и по модулям необходимо определить ожидаемые результаты обучения. 

Результаты обучения – это формулировки, определяющие, что будут знать, уметь, иметь навыки или в состоянии делать студенты в результате учебной деятельности. Результатам обучения выступают совокупность формируемых компетенций по модулям обучения с выходом на квалификацию.

3.4)  Критерии оценки

В данном разделе описывается перечень основных видов учебной деятельности по модулям для принятия решения по оценке результатов обучения на соответствие предъявленным требованиям по уровням квалификации (компетенции).

Примерная форма описания результатов обучения и критерий оценки по каждой квалификации прилагается. Приложение 3

 3.5) Объем учебного времени в часах

Объем учебного времени, выделяемый на учебные модули определяется исходя от суммарного учебного времени, необходимого для освоения модульных единиц.

При разработке рабочей учебной программы по реализации образовательной программы организации технического и профессионального образования имеют право:

– изменять до 30 % объема учебного времени, отводимого на освоение учебного материала для циклов, и до 30 % по каждой дисциплине (модулю) и до 50 % производственного обучения и профессиональной практики с сохранением общего объема учебного времени, выделенного на обязательное обучение;

– в соответствии с потребностями работодателей изменять содержание учебных программ до 30 % по общеобразовательным дисциплинам и до 50 % по специальным и общепрофессиональным дисциплинам, производственному обучению и профессиональной практике или модулям. Вводить дополнительные модули или дисциплины в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин по требованию работодателей с сохранением общего объема учебного времени на обязательное обучение.

3.6) Составление тематики письменных квалификационных (дипломных) работ

Разработка тематики письменных квалификационных (дипломных) работ осуществляется с учетом соблюдение следующих требований:

– тематика письменных квалификационных (дипломных) работ должны учитывать ожидаемые результаты в виде получаемого уровня квалификации выпускниками по итогам освоения в полном объеме образовательной программы и учебного плана по выбранной специальности.

– структура и содержание дипломных работ должны отражать последовательность выполнения производственного процесса в соответствии с ожидаемыми результатами, обучения с выходом на предусмотренные уровни квалификации по специальности указанные в рабочих учебных программах.

Тематика письменных квалификационных работ разрабатывается преподавателями профессиональных модулей/дисциплин и рассматривается на заседаниях предметно-цикловых комиссии.

3.7)  Контрольные задания

Контрольные задания разрабатываются с целью оценки и определение уровня усвоения обучающимися содержания программного материала по каждому модулю и дисциплине. В рабочей учебной программе предлагается указать, когда, кем и в какой форме проводятся контроль успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования (см. пункт 7 статьи 28 Закона РК «Об образовании»).

 

3.8)  Перечень литературы и средства обучения

В разделе «Литература и средства обучения» указываются:

основная и дополнительная учебная литература;

учебные и справочные пособия;

учебно-методическая литература;

перечень рекомендуемых средств обучения.

 

  1. Проектирование рабочего учебного плана

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» рабочие учебные программы и планы являются основой организации учебно-воспитательного процесса в организациях образования ТиПО.

Рабочие учебные планы регламентируют перечень, последовательность, объемы изучения учебных модулей или учебных дисциплин, практик, иных видов учебной деятельности обучающихся соответствующего уровня образования и формы контроля;

Рабочие учебные планы раскрывают структурные содержание общеобразовательной и профессиональной подготовки, объем учебного времени учебным модулям /по циклам, курсам, дисциплинам и различным видам учебной работы/, определяют и регламентируют сроки обучения.

При разработке рабочих учебных планов необходимо учитывать базу реализации профессиональных образовательных программ с учетом соответствующих сроков обучения.

В верхней части указывается наименование учебного заведения ТиПО, наименование рабочего учебного плана, наименование специальностей ТиПО и год разработки, Ф.И.О. руководителя учебного заведения утвердившего данный учебный план и отметка о согласовании с партнерами с подписями закрепленный печатью. Ниже размещаются:

– график учебного процесса;

– сводные данные по бюджету времени;

– план учебного процесса;

– пояснительная записка к учебному плану.

4.1) График учебного процесса

Планирование учебно-воспитательной работы в организациях образования реализующих образовательные программы технического и профессионального образования, осуществляется на основе утвержденного графика учебного процесса на весь срок обучения. График учебного процесса составляется по годом и семестрам обучения с указанием периодов теоретических и практических занятий  сроков проведения промежуточных и итоговых аттестаций, а также каникул.

При разработке графика учебного процесса необходимо учесть:

Учебный год в учебных заведениях технического и профессионального образования традиционно начинается 1 сентября текущего календарного года и завершается не позже 1 июля следующего календарного года и составляет 52 недели. Учебное время в одном учебном году составляет не более 40 недель без учета времени на каникулы не менее 11 недель и праздничные дни – 1 неделя.

Форма оформление Графика учебного процесса организаций технического и профессионального, послесреднего образования прилагается. Приложение 5.

4.2) Сводные данные по бюджету времени

Расчеты по определению сводных данных по бюджету времени проводятся с учетом продолжительности учебного года, который составляет не более 40 недель и при очной форме обучения определяется из расчета обязательной учебной нагрузки 36 часов в неделю.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося не должен превышать 54 часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, и он определяется на основе расчетов по каждой специальности отдельно.

Расчеты по сводным данным по бюджету времени оформляется в виде таблицы. Приложение 6.

4.3) Оформление плана учебного процесса

Предложенная форма рабочего плана  учебного процесса разработана на основе моделей учебных планов указанных в ГОСО Республики Казахстан  «Общие положение» по техническому и профессиональному образованию.

В плане рабочего учебного плана регламентируются структурное содержание (перечень) учебных программ, форму контроля, объем учебного времени по модулям с указанием семестров обучения.

В планах учебного процесса для каждого структурного элемента (общеобразовательные, общие гуманитарные, социально-экономические, общепрофессиональные, специальные дисциплины /модули, дисциплины по выбору и факультативные занятия) в зависимости от срока обучения указываются объемы учебного времени (в часах).

Образец оформление плана учебного процесса рабочему учебному плану прилагается. Приложение 4.

4.4) Пояснительная записка к рабочему учебному плану и отдельным общеобразовательным программам

При составлении пояснительной записки к рабочим учебным планам учебного заведения рекомендуется учесть:

– объем учебного времени, отводимый в рабочем учебном плане на изучение  общеобразовательных дисциплин на базе основного общего образования с получением

среднего общего образования, остается постоянным, независимо от срока обучения и специальности;

– перечень общеобразовательных дисциплин определяется в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования с учетом профильного обучения по естественно-математическим и общественно гуманитарным направлениям.

– увеличение объема учебного времени профессиональной подготовки за счет уменьшения количества учебного времени  естественнонаучного цикла возможно путем интеграции дисциплин этого цикла с дисциплинами общепрофессионального и специального циклов в следующем порядке: физика с основами электротехники, химия с основами агрохимии, химия с основами общей биологии, экологии природоохранной деятельности, биология с основами экологии.

При изучении естественнонаучных дисциплин необходимо обозначить роль этих предметов в профессиональной деятельности работника по конкретной специальности.

При разработке рабочих учебных планов учебного процесса организаций технического и профессионального образования могут перераспределять учебное время, предусмотренное на изучение общегуманитарных (профессиональный иностранный язык, делопроизводство на государственном языке и др.) и социально – экономические дисциплины (основы права, основа экономики, культура молодого специалиста в отрасли и др.) до логического наполнения содержания общепрофессиональных и профессиональных (специальных) модулей.

Общепрофессиональные модули. От базовых знаний и умений, которые приобретают обучающиеся в процессе освоения общепрофессиональных модулей, зависит их возможность решать профессиональные вопросы с полным осознанием целостности всех технологических процессов, качественно выполнять практические, курсовые и дипломные работы. Объем учебного времени, выделяемого на изучение общепрофессиональных модулей, зависит от сложности специальности и срока обучения.

Профессиональные (специальные) модули составляют основу профессиональной подготовки с учетом возможной специализации.

Изучение профессиональных (специальных) модулей в сочетании с программами производственного обучения и практики обеспечивает основу профессиональной компетентности и конкурентоспособности будущего специалиста на рынка труда.

Содержание специальных модулей (отдельных разделов и тем) совместно с общепрофессиональными модулями составляют основу профессиональной образовательной программы   подготовки специалистов.

Дополнительные модули (или дисциплины, определяемые организацией образования) направлены на удовлетворение личностных наклонностей обучающихся в сфере профессиональных интересов и дополнительные требования (работодателя) заказчика подготовки кадров по данной специальности.

Профессиональная практика включает следующие виды учебной работы: ознакомительная, учебная (практика для получения первичных профессиональных навыков), технологическая (по профилю специальности),  производственная и преддипломная практика.

Виды, сроки и содержание профессиональной практики определяются рабочими учебными планами и программами в зависимости наличие условии организации видов учебной работы по отработке и закреплению профессиональных навыков в регионе.

Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования предусматривают выделение на профессиональную практику до 40% учебного времени от общего объема учебного времени обязательного обучения (без учета общеобразовательных и социально-экономических дисциплин). Календарные графики организации практики  согласовываются с  работодателями и вносятся в график учебного процесса.

Организация занятий. В соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования выполнение учебных программ общеобразовательных дисциплин предусмотрено на 1-2 году обучения. В связи с этим освоение отдельных разделов и тем (техническое черчение, культура молодого специалиста, основы право в отрасли, основы прикладной информатики, электротехника, введение в специальность и др.) общепрофессиональных и профессиональных модулей необходимо планировать с первого курса, во втором полугодие предусмотреть организацию ознакомительной учебной практики.  

Курсовые проекты (работы) рассматриваются как один из видов учебной работы за курс обучения и выполняются в пределах учебного времени, отводимого на ее изучение. Курсовое проектирование (или его аналоги) может быть запланировано не более трем дисциплинам или модулям  на весь период обучения.

Консультации для обучающихся предусматриваются в объеме до 100 часов на каждый учебный год в дни теоретических занятий в зависимости от специальности и срока обучения. Время и форма проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные и т.д.) определяются организациями образования.

Факультативные дисциплины предусматриваются рабочим учебным планом учебного заведения  из расчета не более 4 часов в неделю только в дни теоретических занятий и не являются обязательными для изучения (посещения).

Факультативные занятия вводятся в учебный процесс с целью повышения духовно-нравственного и патриотического развития, культурного уровня обучающихся, привитие им навыков организаторской, предпринимательской деятельностей, углубления базовых и профессиональных компетенций по приобретаемой специальности. Перечень факультативных занятий включает:

дисциплины, определенные министерством образования и науки РК;

дисциплины, определённые организацией образования с учетом интересов обучающихся, работодателей.

Контроль. По всем модулям /дисциплинам предусматривается проведение промежуточной аттестации, основными формами которой являются: контрольная работа, зачет, тестирование, экзамен и выполнение практической работы по модулям.

Контрольные работы и зачеты проводятся за счет времени, отведенного на изучение модуля или дисциплины; экзамены – в сроки, отведенные на промежуточную аттестацию.

Промежуточная аттестация по общеобразовательным дисциплинам/модулям предусматривает проведение экзаменов по: языку, литературе, истории Казахстана, математике и выбору организации технического и профессионального образования.

В рабочем учебном плане объем учебного времени на промежуточную аттестацию указывается в неделях, так как он складывается из учебного времени, отведенного на консультацию и экзамены.

При модульно-компетеностном подходе к организации учебного процесса промежуточная аттестация предусматривает организацию оценки уровня профессиональной подготовленности обучающихся с возможностью присвоения им достигнутого уровня квалификации.

По окончании полного курса обучения по профессиональной подготовке планируется сдача экзаменов: по специальным модулям по специализации, квалификационные экзамены.

Итоговая аттестация. Для оценки уровня подготовленности обучающегося, по завершению освоения профессиональной образовательной программы, проводится итоговая аттестация.

В зависимости от специальности и квалификации в рабочем учебном плане указываются  возможные формы завершения освоения модульных  образовательных программ: сдача итоговых экзаменов по трем профессиональным (специальным) модулям или выполнение и защита дипломной работы со сдачей итогового экзамена по одной из профессиональных модулей.

Учебные заведения технического и профессионального образования при разработке рабочих учебных планов и программ самостоятельно определяет форму итоговой аттестации обучающихся в организаций образования и объем учебного времени на ее проведение (не менее 2-х недель).

 

Приложение 1

Оформление титульного листа

рабочих  учебных программ и  планов

В титульном листе указываются: наименование учебного заведения ТиПО, наименование рабочей учебной программы и плана, наименование специальностей ТиПО, перечень возможной квалификации.

В верхней части титульного листа подпись с указанием Ф.И.О. руководителя учебного заведения утвердившего рабочую учебную программу и план, отметка о согласовании с партнерами (их в рабочей учебной программе по одной специальности может быть несколько).

На оборотной стороне титульного листа указываются сведения:

–  об авторе (авторах, разработчиках) и рецензентах;

–  о целях и основаниях разработки рабочей учебной программы и плана;

– о решениях предметно-цикловой комиссии учебного заведения № протокола и дата заседания ПЦК учебного заведения;

Кроме того, в этот перечень можно включить сведения о решениях учебно-методического объединения по специальности, если данная учебная программа была рассмотрена или других аналогичных учебно-методических, научно-методических советах системы образования занимающихся организацией разработки и консультационной методической помощи разработчикам образовательных программ (НАО «Холдинг «Касипхор», учебно-методические советы областных УМК, ученные совет ВУЗов и др.). Необязательный пункт.

 

(Форма титульного листа)

 

(наименование учебного заведения ТиПО)

 

 

Согласовано ____________________________

(наименование предприятий работодателей по выбранной специальности)

«_______________»   2016 г

 

Утверждаю

       Руководитель учебного заведения ТиПО

       ___________________

    

 «         »   ________________ 2016 г

 

  

рабочая учебная программа

по специальности ________________________________________________

                                      (код и наименование специальности по Классификатору)

«____________________________________________________________»

 

  

2016 г.

(год разработки)

Приложение 2

Примерная структура модульной учебной программы

(вместе тематического плана учебной программы по дисциплинам и ПО ПП)

 

Код профессиональных квалификации/ компетенций

Учебные модули (наименование разделов и тем по модулям)

Модульные единицы (формируемые компетенции)

Объем учебного времени (час)

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

Объем учебного времени, на выполнения учебных модулей разработчики могут определить по таблице:

Код модуля

 

 

 

Название модулей

Количество учебного времени

в часах

Самостоятельная

работа

Лекции

Практические занятия

Контролируемая самостоятельная работа (КСР)

 

Учебные модули

2

 

 

 

 

Учебные модули

1

 

 

 

 

Учебные модули

2

 

 

 

Содержание модульной учебной программы составляются таким образом, чтобы в каждой теме (разделе) было описаны перечень основных знаний, умений, навыков и компетенции которыми должен владеть обучающиеся после прохождения модуля (прохождения практики).

Например: Содержание профессиональных компетенции по модулям (в виде наименование разделов и тем с указанием формируемых компетенций) по специальности «Строительство и эксплуатация зданий сооружений» со специализацией «Отделочные работы».

Наименование модуля

(Код компетенции/ квалификации)

(из ГК – Классификатор ТиПО)

 

Учебные модули

(наименование разделов и тем  по модулям)

 

Формируемая

Компетенция / результаты обучения

 

Объем учебного времени (час)

Штукатур (указать уровень квалификации)

 

 

Наименование разделов и тем  общепрофессиональных и специальных дисциплин

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Наименование разделов и тем  производственного обучения и практики

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

 

 

 

Маляр (указать уровень квалификации)

 

Наименование разделов и тем  общепрофессиональных и специальных дисциплин

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Наименование разделов и тем  производственного обучения и практики

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

 

 

 

Мастер отделочник (с умением выполнять работы плиточника и облицовщика)

Наименование разделов и тем  общепрофессиональных и специальных дисциплин

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Наименование разделов и тем  производственного обучения и практики

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

 

 

 

Техник-отделочник (указать уровень квалификации)

 

Наименование разделов и тем  общепрофессиональных и специальных дисциплин

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Наименование разделов и тем  производственного обучения и практики

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

 

 

 

Младший технолог – строитель (указать уровень квалификации)

 

Наименование разделов и тем  общепрофессиональных и специальных дисциплин

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Наименование разделов и тем  производственного обучения и практики

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

 

 

 

 

Структура и содержание модульной учебной программы производственного обучения и профессиональной практики

Код профессиональных квалификации/ компетенций

Учебные модули

(темы и виды учебно-производственной работы)

Формируемые навыки работы /компетенции

Объем учебного времени (час)

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

При определении формируемой компетенции по каждому модулю и дисциплине и видов учебной работы необходимо учитывать «Методику разработки типовых учебных планов и образовательных учебных программ, интегрированных образовательных учебных программ по специальностям технического и профессионального образования (Приказ МОН РК от 4.11.2013 г. № 446 (с внесением изменений в данный приказ от 28 сентября 2016 года № 579) в части описания компетенций.

 

 

Приложение 3

Примерная форма описания

результатов обучения и критерий оценки по каждой квалификации

 

На каждую квалификацию и по модулям необходимо определить ожидаемые результаты обучения и разработать критерии оценки. 

Квалификация/модуль

Результат обучения

Критерии оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты обучения – это формулировки, определяющие, что будут знать, уметь или в состоянии делать студенты в результате учебной деятельности. Результатам обучения выступают совокупность формируемых компетенций по модулям обучения с выходом на квалификацию.

Критерии оценки — перечень основных видов учебной деятельности по модулям для принятия решения по оценке результатов обучения на соответствие предъявленным требованиям к компетентности.

 

  

Приложение 4

ПЛАН УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА к рабочему учебному плану

по организации  подготовки кадров по технологии модульного обучения

(по модульным образовательным программ) по специальности  _________________________________________________________________

Квалификации: 1) _____________________,  2) ________________________,

                         3) ____________________,    4) ________________________

Срок обучения     _________              на базе общего среднего образования

 

Индексы  обозначение

 

Наименование

циклов, дисциплин и возможных модулей

(с указанием кода компетенции/квалификации)

(из ГКЗ – Классификатор ТиПО)

 

 

 

Формы контроля

Объем учебного времени в часах/кредитах

Распределение по семестрам

Количество контрольных работ

всего

Из них

Распределение по курсам и семестрам

экзамены

зачет

Курсовой проект

Теоретическое обучение

Практическое обучения

1 курс

2 курс

3 курс

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ОГСЭД 00

Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины или модули

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГСЭД 01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГСЭД 02

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПМ…

Общепрофессиональные модули

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПМ….

Профессиональные и специальные модули

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СМ….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПП ….

Профессиональная практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПП….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПА…..

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИА ….

Итоговая аттестация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого на обязательное обучение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*    *    *

 

Приложение 5

 График учебного процесса

 

 

Приложение 6

Сводные данные по бюджету времени

 

 

 

Список

использованных нормативных правовых актов

и Законов Республики Казахстан

 

Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года №414- V (с изменениями и дополнениями от 06.04.2016 г.)

Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями от 09.04.2016 г.)

Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования (постановления Правительства РК от 13.05.2016 г №292).

Методика разработки типовых учебных планов и образовательных учебных программ, интегрированных образовательных учебных программ по специальностям технического и профессионального образования (Приказ МОН РК от 4.11.2013 г. № 446 (с внесением изменений в данный приказ от 28 сентября 2016 года № 579).

Модульно-компетентностный подход к разработке образовательных программ ТиПО. Борибеков К.К. Астана, 2015 года

Методология по разработке типовых учебных планов и программ по специальностям и дисциплинам ТиПО на основе профессиональных стандартов. Курманалина Ш.Х. Искалиева А.Б. Досанова Т.С. Квитко Е.М. Астана, 2013 года

 

 

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

Последние записи

Импульстің сақталу заңы. Оқытушылар Меирбаева Г.А., Ильясова Ш.С., Татаева Б.Д.

#QAZAQSTAN30 Тәуелсіздіктің 30 жылдық мерейтойының маңыздылығын және Қазақстанның Тұңғыш Президенті-Елбасы Н.Ә.Назарбаевтың тәуелсіз мемлекеттің қалыптасуы мен дамуындағы рөлінің маңыздылығын түсіну үшін қазақстандықтардың патриоттық сезімін күшейту мақсатында

Тәуелсіз Қазақстанның тамақ өнеркәсібінің жетістіктері. Оқытушы Жаксылыкова А.Ж.

Құмаш Нұрғалиев атындағы Жоғары колледже 2021 жылының 14 қыркүйегінде “Тәуелсіз Қазақстанның тамақ өнеркәсібінің жетістіктері” тақырыбы бойынша ашық сабақ өткізілді. Осы шарада 19-ОПказ-1, 20-ОПказ-1 тобынан 9

Кафедра сервисного направления

    Медведева Елена Александровна Заведующая кафедрой Высшая категория   Лабодина Валентина Тимофеевна Высшая категория Бобровская Раиса Анатольевна II категория   Якубовская Татьяна Петровна I категория Жаркембаева Аяулым