ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ КУМАША НУРГАЛИЕВА

Тезисы выступления Жунусова Ерната Гапуовича — заместителя директора департамента технического и профессионального образования МОН РК по вопросам ТиПО

Оглавление

Уважаемые коллеги!

Слайд 1

Сегодня перед системой ТиПО стоит ряд вызовов, требующих незамедлительных действий. Осуществляется трансформация всей системы подготовки кадров в соответствие с нуждами индустрии 4.0 и с учетом социальной ориентированности ТиПО.

В этой связи необходимо формировать принципиальную новую модель технического и профессионального образования. Основные задачи по подготовке кадров определены Госпрограммой развития образования до 2020 года, Программой продуктивной занятости и массового предпринимательства.

Кардинальные изменения предусмотрены на законодательном уровне. Актуализированы более 20 нормативно-правовых актов в рамках реализации закона.

Разрешите остановиться на основные вопросы системы ТиПО.

Первое:

Слайд 2, 3

По проекту бесплатное ТиПО.

Сегодня государство оказывает широкую поддержку всем желающим учиться по рабочим квалификациям бесплатно, однако профтехобразование остается не привлекательным для молодежи, даже при условии его бесплатности. На эти цели из республиканского бюджета ежегодно предусматривается увеличение госзаказа по 21 тыс. человек.

Вместе с тем по предварительным данным местных исполнительных органов по сравнениюс прошлым годом госзаказ на подготовку кадров с техническим и профессиональным образованием уменьшился на 2 тыс.мест.

Слайд 4

Хотя в данных регионах большинство безработной молодежи имеет только среднее образование. В прошлом году количество молодежи NEET в возрасте от 18 до 29 лет составило 380,1 тыс. чел по республике.

Это показывает отсутствие на должном уровне профориентационной работы и неэффективности мобильных групп.

При этом, в некоторых регионах, например, как в Жамбылской области и в г. Астане по рабочим квалификациям был конкурс на 1 место 7 человек, что противоречит принципу получения бесплатной рабочей квалификации.

Данная картина показывает на не правильное планирование и распределение госзаказа, а также не учитывается социальную составляющую, где все должны иметь возможность получить бесплатную рабочую квалификацию.

Также необходимо учесть, что среднее образования переходит на подушевое финансирование, где деньги идут за учащимся. Теперь каждая школа будет стараться удержать контингент у себя в школах.

Кроме того, в системе высшего образования введено двухэтапное ЕНТ, в рамках которой выпускники школ имеют право сдавать ЕНТ два раза зимой и летом.

Для тех, кто не сдал ЕНТ введен механизм условного поступления в ВУЗ. Ежегодно увеличивается госзаказ на подготовку с высшим образованием. Это также оказывает влияние на прием обучающихся в колледжи.

Вместе с тем, 4 тыс. выпускников школ 2018 года не смогли поступить в ВУЗ и колледжи. Мы должны усилить работу с этим контингентом.

В этой связи, всех директоров колледжей призываем активизировать профориентационную работу не только среди учащихся школ, но и среди молодежи NEET, которые ни где не работают и не имеют квалификацию.

Для реализации данной задачи Управлению образования необходимо проводить совместную работу с Управлениями молодежной политики, Центрами занятости и Региональными палатами предпринимателей.

Следует учесть, что участники проекта обеспечены одноразовым горячим питанием, стипендией и проездом, т.е. студент обеспечен социальной поддержкой. До этого в рамках проекта обеспечивались одноразовым горячим питанием только социально-уязвимые студенты из-за недостаточной нормативно правовой базы. С этого учебного года все обучающееся по рабочим квалификациям обеспечиваются одноразовым горячим питанием. Здесь необходимо учесть, что данной социальной поддержкой будет обеспечены студенты, поступившие только на рабочую квалификацию (в основном учатся в бывших профлицеях).

Сразу хочу остановится на госуслуге по питанию.

В соответствии Законом РК «О государственных услугах» Министерством разработан проект Приказа по внесению изменению в Стандарт государственной услуги по питанию.

Ранее услугодателем был МИО в лице Управления образования, после внесения в Реестр услугодателем определен сам колледж (организация ТиПО).

В настоящее время проект Приказ направлен на согласование в МИО и заинтересованные органы.

Вместе с тем, данная государственная услуга в данное время предоставляется через ЦОН и в дальнейшем предлагается перейти (к 2019 году) на автоматизированную функцию по принципу проактивного метода.

По принципу проактивного метода уже предоставляется питание — этостуденты, обучающиеся по программе Продуктивной занятости и обучающиеся по рабочим специальностям (без подтверждения документов).

В настоящее время студент чтобы получить питание ему приходится самому собирать и подтверждать его статус, а по принципу проактивного метода предполагается сокращение перечня подтверждающих документов, которая будет оказывается путем интеграции информационной системой (НОБД) и устанавливать его статус самим колледжем.

По вопросам КТА.

В основном в колледжи поступают те, кто после завершения планируют устроиться на работу и (или одновременно с этим) поступить в вузы на очное и (или) вечернее отделение или обучаться, дистанционно. В результате, после окончания высшего учебного заведения, у молодого человека будет стаж работы и высшее образование по специальности, что намного увеличивает его шансы на рынке труда, в сравнении с выпускниками ВУЗов, которые обучались после окончания средней школы.

Одним из барьеров выпускникам колледжей для поступления в ВУЗ является комплексное тестирование.

В этой связи нами предложено исключение сдачи комплексного тестирования выпускникам колледжей для поступления в ВУЗы по профильным специальностям. Мы считаем, что это даст возможность увеличения контингента обучающихся по рабочим квалификациям и решение проблемы трёхсменного обучения в школах (так как с учетом демографического роста ожидается увеличение контингента в школах).

Также вносятся изменения и дополнения в Правила размещения госзаказа в части усиления требований к организациям образования при размещении госзаказа, к качественному составу конкурсной комиссии и в целом к повышению прозрачности и объективности ее работы. 

Учитывая, что не все колледжи имеют общежития для студентов, из требований по размещению госзаказа исключили пункт по наличию общежитий.

Заседания конкурсной комиссии по размещению госзаказа будут фиксироваться посредством аудио-и видеозаписи.

Правила приема.

Внесены ряд дополнения в Типовые правила приема ТиПО и послесреднего образования.

В целях обеспечения доступности системы ТиПО для лиц с особыми образовательными потребностями в проект внесено дополнение относительно приема указанных лиц с аттестатом БТ. 

Наряду с этим, внесены изменения в части включения специального экзамена для лиц, поступающим по педагогическим специальностям.         

Специальный экзамен при поступлении на педагогические специальности направлен на определение у поступающих склонности к педагогической деятельности.

Сдача специального экзамена также предусмотрена по тем, медицинским специальностям, по которым предполагается контакт, непосредственное общение с пациентом.

Кроме того, предусмотрено продления срока приема по рабочим специальностям до 5 сентября.

По программе «Еңбек»

Расширен перечень участников Программы: выпускники 9-11 классов текущих и предыдущих лет, лица, не имеющие профессиональное образование и поступившие в учебные заведения, лица ищущие работу и безработные, члены малообеспеченных семей. Теперь претенденты могут участвовать в Программе независимо от регистрации в центрах занятости населения.

Дана возможность обучаться участникам программы не только на рабочие квалификации, но и на квалификации «Специалиста среднего звена» на бесплатной основе.

В случае отчисления участника Программы, допускаются перевод или зачисление на имеющиеся вакантные места не в каникулярный период по согласованию с районной (городской). И указали категории.

Пересмотрели сроки формирования списка участников до 10 августа и утверждение Региональной комиссией список участников Программы до 20 августа.

Второе:

Слайд 5

По распределению и размещению госзаказа

Прием документов на конкурс по размещению госзаказа будет осуществляться только согласно Стандарту госуслуг через госкорпорации.

В этом году были проблемы в маршруте поступления документов в рамках Стандарта госуслуг, так как документы с начало поступали в Акимат, а потом в управления образования. Для этого в настоящее время ведем работу по внесению изменения и дополнения в реестр госуслуг, а потом Стандарт госуслуг. Планируем завершить эту работу до конца года.

В рамках проверки прокуратуры были выявлены некоторые факты нецелевого использования бюджетных средств и иных нарушений законодательства в колледжах. Были факты размещение госзаказа по специальностям, где отсутствовала лицензия и не было фактического трудоустройства выпускников, несвоевременное выплаты стипендий и нарушены права социально-уязвимых студентов.

Также выявлены факты получения госзаказа за отсутствующих студентов (мертвые души).

Поэтому в дальнейшем рамках Стандарта госуслуг планируем полностью автоматизировать услугу приема документов на конкурс по размещению госзаказа. В настоящее время данный вопрос отрабатывается с заинтересованными госорганами.

По итогам проверки Генпрокуратуры в отношении 95 должностных лиц применены меры дисциплинарного характера, в том числе: 39 работников организаций образования получили замечания, 42 работникам объявлен выговор, 9 работникам объявлен строгий выговор и 5 человека уволены с занимаемой должности.

В настоящее по 3 фактам хищения и нецелевого использования средств, выделенных по госзаказу, ведутся досудебные расследования.

В этой связи необходимо усилить работу в части знания нормативных документовв области финансово-хозяйственной деятельности, также по недопущению неправомерных действия по данному направлению.

Третье:

Слайд 6

По содержанию ТиПО

Сегодня техническое и профессиональное образование полностью переходит на модульную систему подготовки кадров.

Для обновления содержания на основе требований работодателей по всем 246 специальностям разработаны модульные программы, содержание программ и ожидаемые компетенции согласованы с работодателями.

За счет сокращение дублирующих дисциплин мы сократили сроки обучения и дали возможность в рамках одной специальности освоить до 3-х родственных квалификаций.

Слайд 7

У колледжей появилась возможность до 50% (до 80% при дуальном обучении) изменять содержание модулей с учетом требований работодателей.

С прошлого учебного года начали внедрять данные программы.

Вместе с тем мы считаем, что данные меры еще не обеспечивают практико-ориентированность программ обучения.

В этой связи, рассматривается вопрос сокращения количества часов ООД в пользу профильных предметов и практического обучения студентов.

Данная мера вызвана требованиями рынка труда и работодателей, т.е. колледж должен сделать акцент на подготовку специалистов рабочей и средней квалификации, за счет увеличения часов на практическую подготовку на базе предприятий.

Например, для технических специальностей в блоке общеобразовательных дисциплин как обязательные предметы остаются математика, физика и химия с общим объемом 540 часов. Также рассматривается еще базовый блок, который включает в себя английский язык с 516 часами.

Аналогичная схема применяется также по гуманитарным, социально-экономическим и естественно-математическим специальностям.

Это позволит колледжам срок подготовки кадров использовать намного эффективно и выпустить в конце более подготовленного кадра для рынка труда.

Слайд 8

Данная мера также вызвана международными стандартами в странах Европы и Америки.

До конца текущего года Холдингом Касипкор будут разработаны отдельные методические рекомендаций по типовым и рабочим учебным планам, а также по реализации кредитной технологии обучения, а также по критериальному оцениванию.

Слайд 9

Вы знаете, что сейчас в системе высшего образования уже сформирована своя национальная модель кредитной технологии обучения.

Что касается системы технического и профессионального образования, то на сегодняшний день только отдельные колледжи осуществляют подготовку кадров, используя данную технологию обучения.

В этой связи нами в Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, внесен раздел ТиПО, предусматривающий организацию учебного процесса кредитной технологии обучения в ТиПО.

В данном разделе предусмотрен механизм внедрения кредитной технологии обучения.

Что касается нормативного распределения компонентов образовательной программы, с указанием сроков обучения для получения уровня квалифицированного рабочего; квалификации специалиста среднего звена и прикладного бакалавра, то до конца года, нами совместно с Холдингом Касипкор будут разработаны Методические рекомендации по реализации кредитной технологии обучения в организациях ТиПО.

На сегодняшний день в ГОСО уже предусмотрены кредиты, равные 30 академ. часам.

Кроме того, мы полагаем, что переход на модульно-компетентностную модель подготовки кадров, закономерно сместил акценты подготовки кадров с «предметного» в пользу результатов обучения.   

В этой связи мы, совместно с Холдингом Касипкор, планируем начать работу по разработке механизма описания оценки и перезачета результатов обучения, как на уровне технического и профессионального образования, так и для продолжения обучения в высших учебных заведениях.

Это в перспективе будет способствовать созданию национальной системы зачетных единиц по примеру Европейской кредитной системы для профессионального образования и обучения (ECVET).

В связи с внедрением кредитной технологии обучения вносятся штатные единицы – тьютера, эдвайзера и офис-регистратора.

Реализация данной системы в ТиПО обеспечит непрерывность, преемственность и признание результатов обучения всех уровней образования, повысит мобильность трудовых ресурсов, а также послужит признанию и накоплению результатов обучения по формальному и неформальному обучению.

Также в текущем году по инициативе Управлении образования мы определили 46 пилотных организаций образования по внедрению прикладного бакалавриата и кредитной технологии обучения. Но на сегодняшний день из них работает только половина. Все учебные заведения стремились к этому только для получения статуса Высшего колледжа.

Не все до конца понимают роль прикладного бакалавриата и необходимо изучить рынок труда в части потребности в данных кадрах. После чего необходимо внести изменения в классификатор и разработать образовательные программы прикладного бакалавриата.

В медицинских колледжах данный вопрос четко отработан.

В классификатор был внесен 28 специальностей. В текущем году мы начинаем разработку 20 программ и до 2020 года будут дополнительно разработаны еще 40 программ.

Относительно классификатора

По высшему образованию классификатор полностью пересмотрен и приведен в соответствие с МСКО.

В этой связи, в рамках обеспечения преемственности уровней образования мы будем полностью пересматривать классификатор специальностей ТиПО с приведением в соответствие с МСКО.

Создана рабочая группа, просим активно участвовать в данном вопросе и дать свои предложения.

 

Четвертое:

Слайд 10

По обеспечению учебниками иучебно-методическими комплексами

За последние два года мы перевели 500 ключевых зарубежных учебников, необходимых для системы ТиПО. На них должны были основываться преподавание спецдисциплин. Данные учебники мы раздали почти всем учебным заведениям на бумажном и в электронном варианте. Также были размещены на Интернет-ресурсе Холдинга «Кәсіпқор» с возможностью свободного скачивания. Мы провели мониторинг скачивание этих учебников, в течение года эти учебники скачивались всего в среднем 30 раз. Даже об этом некоторые из Вас не знают. То есть на сайт заходили всего 15 тыс. преподавателей или студентов. Этого всего 3 %. Другой вопрос о содержании и качестве этих учебников. Мы сегодня тоже хотим об этом услышать от вас.

Также в этом году Холдингом «Кәсіпқор» разработаны 100 учебных пособий по 40 специальностям которые нацелены на методическое сопровождение актуализированных модульных образовательных программ. До конца 2020 года будут разработаны еще 200 учебных пособий. Здесь в разработке и экспертизе активно должны участвовать учебно-методические объединения и авторы-разработчики (преподаватели).

 

Пятое:

Слайд 11

По учебно-методическим объединениям

Мы на законодательном уровне закрепили статус Республиканского учебно-методического совета, учебно-методических объединений по профилям которое позволит усилить методическую работу. Разработали и утвердили положения об их деятельности. То есть согласно 77 постановлению учебное заведение как учебно-методическое объединения дополнительно устанавливать штатные единицы заместителя директора по учебно-методическому объединению, методиста, техника-программиста, переводчика.

В регионах в учебно-методических кабинетах работает всего по системе ТиПО 1-3 человека. Данные методические кабинеты координируют общие направления методической работы в пределах одного региона без участия работодателей, отраслевых ассоциаций, региональных палат предпринимателей и других заинтересованных сторон. Причем сотрудники данных кабинетов не могут быть компетентны в особенностях учебно-методической работы в организациях ТиПО по подготовке кадров для каждого направления отраслей экономики страны в целом.

Тогда как УМО в организациях ТиПО проводят апробацию, разработку Типовых учебных планов и программы, методических рекомендаций, УМК и их экспертизу по отраслевым направлениям и принадлежностям совместно с участием работодателей по всем регионам страны (на республиканском уровне), которая не присуща городским методическим кабинетам.

Поэтому руководство учебно-методической и научно-методической работой в организациях ТиПО возлагается не только на методические кабинеты и на учебно-методические объединения по профилям.

Данная норма уже законодательно закреплена в правилах организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы.

На сегодня учебно-методические объединения активно участвует в разработке образовательных программ, учебных пособий и тестовых вопросов. И неплохо зарабатывает.

 Одним словом, мы усилили работу учебно-методических объединений. Теперь вопрос об эффективности их деятельности.

 

Шестое:

Слайд 12

По  кадровому обеспечению

В кадровом обеспечении наблюдается старение и отток кадров из-за низкого уровня зарплаты ИПР. 31% ИПР пенсионного возраста, в том числе руководителей. Подавляющее большинство не являются практикующими специалистами. 

Около 10 тыс. преподавателей и мастеров мы обучили по новому содержанию, 5 200 на этот год у нас заявлено, и последняя группа из 5 200 – в следующем 2019 году. То есть, по большому счету мы обеспечим колледжи и новыми программами, и преподавателями, которые их понимают, и базовыми учебниками. Кроме того в прошлом году обучили 200 человек через  Болашак истратив из госбюджета 500 млн.тенге. Мы сегодня тоже хоти услышать об эффективности этих курсов.

Для повышения статуса работников ТиПО, мы планируем распространение Национального квалтеста в 2020 году по аналогии со средним образованием. 2019 год – год разработки тестовых заданий, проработка доплат за квалификацию и так далее.

В рамках Послании предусмотрели доплату за обновлённое содержание и за обучение на английском языке.

В настоящее время разрабатывается законопроект «О статусе педагога». Мы ждем от Вас предложения.   (Cогласно ЗРК. 51. Ст. Не допускается привлечение педагогических работников к видам работ, не связанных с выполнением ими своих профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан).

( К занятию педагогической деятельностью допускаются лица, имеющие специальное педагогическое или профессиональное образование по соответствующим профилям).

 

Седьмое:

Слайд 13

По инклюзивному образованию

Особое внимание стоит уделять получению профессионального образования детьми с особыми образовательными потребностями.

В 29 колледжах обучаются 2 526 лица с ограниченными возможностями.

На сегодня созданы равные условия и безбарьерный доступ для инклюзивного образования в 206 учебных заведениях ТиПО или 25%, к 2020 году данный показатель составит 40%.

Разработаны методические рекомендации по разработке специальных учебных программ для лиц с особыми образовательными потребностями, проект специальной учебной программы для одной категории лиц с легкой и умеренной умственной отсталостью, программа курсов повышения квалификации для преподавателей по психологии, соцпедагогов и руководителей, ведущих подготовку кадров в условиях  инклюзивного образования. На 2019 год предусмотрели средства на повышение квалификации преподавателей инклюзивного образования.

Внесены изменения в НПА: в части нормы предоставляющей возможность для поступления в организации образования ТиПО лицам с особыми образовательными потребностями, имеющими документ об образовании для лиц с легкой и умеренной умственной отсталостью (серии БТ «Аттестат об образовании»), норм о проведении текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации для данной категории лиц. Также в ГОСО предусмотрено разработка индивидуального учебного плана для лиц с ограниченными возможностями.

В целях создания условий для лиц с особыми образовательными потребностями до 2020 года будут разработаны образовательные программы по 60 специальностям ТиПО.

На сегодняшний день предусмотрена доплата в подушевом финансировании для преподавателей, осуществляющих работу с данной категорией лиц, норма расхода образовательного процесса на детей с особыми образовательными потребностями рассчитывается в двойном размере.

В связи с обучением в организациях ТиПО лиц с особыми потребностями требуется сопровождение соответствующих специалистов в этой связи вносятся штатные единицы сурдопереводчика, медицинского психолога, методиста по инклюзивному образованию, дефектолога. Дополнительно в организациях ТиПО устанавливаются штатные единицы педагогов-психологов до 3 единиц в зависимости от количества обучающихся.

Сегодня все думают, что доступность инклюзивного образования заключается в наличии пандусов. Результат отчета по ГПРОН за 10 месяцев показывает 80% доступность инклюзивного образования.

Однако, критерий оценки доступности инклюзивного образования предусматривают помимо пандусов дополнительно лифты, социальные объекты, рабочие места обучающихся, библиотеки, программы и педагогические кадры.

При наличии всех вышеуказанных критериев организацию считают доступной для инклюзивного образования.

 

Восьмое:

Слайд 14

Дуальное обучение

Внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об образовании», в части понятийного аппарата, т.е. предусмотрены понятия «производственное обучение», «наставник», а также внесена компетенция утверждение типового договора по дуальному обучению.

В рамках Закона внесены изменения в Правила организации дуального обучения (Приказ № 50 от 21 января 2016 года). Исключено оценка уровня профессиональной подготовленности, расширено ответственность сторон.

Вносятся изменения вТиповой договор на проведение профессиональной практики для организаций ТИПО, исключена третья сторона «обучающийся» для не допущения барьеров в процессе лицензирования (по запросу регионов).

Разработан типовой договор по дуальному обучению, в котором предусмотрены обязательства трех сторон «обучающийся, организация образования и предприятие». Данный приказ находится на утверждении.

В Государственной программе развития образования и науки на 2016 – 2019 годы мы расширили перечень специальностей для реализации дуального обучения. В 2019 году охват дуальным обучением должен составить 62%.

Вместе с тем, несмотря на увеличение количества колледжей, контингент еще низкий. Необходимо в регионах совместно с региональными палатами предпринимателей и работодателями вести работу по увеличению контингента обучающихся по дуальному обучению.

При участии организации ТиПО в дуальном обучении учебное заведение компенсирует оплату труда наставников на производстве при организации дуального обучения.

Это даст возможность увеличить долю студентов, участвующих в дуальном обучении.

Учитывая, что с 1 января все регионы переходят на подушевое финансирование, нам необходимо четко проработать механизм самой оплаты, т.е. кому оплатить предприятию или наставнику?.

 

Девятое:

Слайд 15

Подушевое финансирование

В настоящее время подушевое финансирование внедряется в трех регионах в пилотном режиме (Алматы, Павлодар и Караганда).

С 1 января планируем внедрить методику подушевого финансирования во всех регионах.

Подушевое финансирование предусматривает все расходы на образовательный процесс, в т.ч. учтены расходы на производственную практику, в частности на обеспечение необходимым учебным инвентарем обучающихся, а также оплата труда наставникам.

При этом, пилот подушевого финансирования в трех регионах показал о неэффективности финансирования на половину пустующих сельских колледжей.

Например, в ходе разработки методики подушевого финансирования проведен анализ и выявлены сельские колледжи, где стоимость на 1 студента составляет более 1 млн. тенге. Обучались всего 80 чел. То есть, содержание таких колледжей обходится в два раза дороже.

В этой связи Министерством предложено акиматам объединить таких сельских колледжей с пустующими общеобразовательными школами. И создать как школа-интернат-колледж.

Десятое:

Слайд 16

Профилизация

На местах регионами проводится работа по профилизации колледжей. Разработана дорожная карта на 2018-2020 годы.

Данный вопрос требует очень тщательного подхода, особенно в сельских местностях.

На сегодняшний день сокращено 109 дублирующих и невостребованных специальностей ТиПО, что привело к изменению профиля 66 и объединению 20 колледжей. Эту работу мы будем продолжать с учетом изменения направления подготовки кадров.

В Астане было объединено 3 колледжа, которые осуществляли подготовку по разным специальностям.

 

Одиннадцатое:

Слайд 17

Вопросы государственной аттестации

На государственную аттестацию в 2018 году был объявлен мораторий. Данную работу планируется продолжить в 2019 году.

В дальнейшем планируется исключение из Закона об образовании процедуры аттестации.

Будет осуществляться госконтроль с учетом жалоб и рисков.

 

 

Двенадцатое:

Слайд 18

Создание Центров компетенции

Совместно с акиматами и Национальной палатой предпринимателей определены 20 Центров компетенций по отраслям экономики в каждом регионе с учетом промышленной специфики.

Создание таких центров потребует привлечение финансовых средств со стороны местного бюджета и работодателей.

Для их развития в 2019 году предполагается выделение средств из республиканского бюджета по 230 млн. тенге на каждое. Данные предложение предварительно поддержано Правительством.

Данные Центры компетенций должны стать центрами повышения квалификации по своей отрасли, методологической базой, тренировочной площадкой для WorldSkills, базой для прохождения производственной практики.

При этом, в целях обеспечения международного качества кадров и признания выпускника на международном рынке труда Центр компетенции должен иметь международную отраслевую аккредитацию с правом выдачи международных сертификатов.

Здесь колледжам необходимо учесть, что не только материально-техническая база является основным критериям создания Центров компетенции.

Слайд 19

В первую очередь необходимо подготовить качественный состав человеческого капитала и обеспечить наличие партнеров из числа передовых компаний отрасли. Также требуется наличие соответствующей МТБ и собственные финансовые возможности.

В случае правильно выстроенной работы Казахстан имеет возможность изменить свой статус из импортера иностранной рабочей силы в экспортера квалифицированных кадров.

APEC PetroTechnic работу по созданию ЦК на базе колледжа ведет уже с 2016 года. В результате работы на базе APEC PetroTechnic совместно с компанией Тенгизшевройл создан Целевой центр компетенции в рамках проекта будущего расширения на месторождении Тенгиз.

Также создан отраслевой центр компетенции по нефтегазовой отрасли. Разработаны программы и процедуры обучения в соответствии с международным отраслевым стандартом OPITO, который признается нефтегазовыми компаниями во всем мире.

Сегодня АРЕС перешел на третью стадию формирования отраслевого центра компетенции, это внедрение международных отраслевых стандартов и процедур OPITO в деятельность колледжа. Данный процесс очень трудоемкий и требует определенного периода времени. Но в результате колледж получит статус единственного центра компетенции в СНГ по стандартам OPITO. Это дает возможность в дальнейшем нам самим уже внедрять данные стандарты и процедуры в других учебных заведениях и сертифицировать их.

Предварительный план действий по созданию ЦК

  1. Определить отрасль или профиль ЦК.
  2. Изучить деятельность действующих компаний по отрасли или профилю
  3. Определить конкретные международные отраслевые или профильные стандарты по подготовке кадров соответствующей профилю ЦК
  4. Сформировать перечень требований по отраслевому или профильному международному стандарту
  5. Разработать План по выполнению требований международного стандарта.

 

Тринадцатое:

Слайд 20

WorldSkills.

Автоматизация и другие новые технологии, множество технологических инноваций, применяемые в разных отраслях требуют развитие  цифровизации.  В связи с этим,  кардинальным образом, меняются способы производства, появляются новые требования к образованию и трудовым навыкам людей.

Активным инструментом карьерного наставничества и повышения престижа профессий ТиПО являются чемпионаты профессионального мастерства WorldSkills.

Участие сборной страны в WorldSkills разных уровней еще раз подтвердило низкий уровень МТБ колледжей, слабую поддержку бизнеса.

В этом году была создана Генеральная ассамблея WorldSkills Kazakhstan которая является высшим коллегиальным органом движения WSK и возглавляется Премьер–министром страны. В состав Генеральной ассамблеи WSK, помимо экспертов, входят члены Правительства Республики Казахстан, представители Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и Национального оператора. При Генеральной ассамблее созданы Стратегический комитет, Технический комитет, Промышленный комитет, Экспертный совет. Регулярно проводятся заседания технического комитета Генеральной Ассамблеи «WorldSkills Kazakhstan».

При прямом содействии министерства и Генеральной Ассамблеи «WorldSkills Kazakhstan» комитетом подписана Дорожная карта по развитию по развитию международного сотрудничества Республики Казахстан с Республикой Финляндии на 2018 — 2020 годы, выстраивается новая архитектура движения WorldSkills Kazakhstan с применением очень эффективного опыта развития WorldSkills в Финляндии.

Мы думаем, что все эти шаги позволят поднять движение WorldSkills Kazakhstan на качественно новый уровень.

 

Четырнадцатое:

Слайд 21

Туринский процесс

С 2010 года Казахстан является участником Туринского процесса инициированным Европейским фондом образования (ЕФО), где вовлечены свыше 30 стран-партнеров.

«Туринский процесс» – это анализ политики технического и профессионального образования на основе фактических (количественных и качественных) данных при активном вовлечении всех заинтересованных сторон. 

В 2017 году Министерство инициировал проведение исследования «Туринский процесс» на региональном уровне.

Такой подход был необходим для выявления сильных и слабых сторон, тенденций развития и потенциала региона, выработка рекомендаций по совершенствованию системы ТиПО региона на основе международного опыта.

В 2017 исследование проводили в четырех пилотных регионах, а 2018 году проводится в оставшихся 12 регионах.

По итогам исследования будут разработаны рекомендации, направленные на совершенствование и развитие системы ТиПО региона.

Мы думаем, колледжи региона должны использовать индикаторы и аналитическую рамку Туринского процесса при разработке Стратегии развития колледжа. Это дает колледжам выявить сильные и проблемные стороны, и выработать рекомендаций по совершенствованию деятельности колледжа.

Пятнадцатое:

Относительно НОБД

С 2013 года респонденты вносят первичные данные административной отчетности в НОБД.

Если говорит о работе Национальной образовательной базе данных, то имеются следующие недостатки в формировании НОБД:

         Первое. Ежегодно на местах постановлением акима утверждается госзаказ, МОН летом собирает эти постановления и делает свод, но в НОБД выходят совсем другие цифры.  В прошлом году если не хватало 6000 человек, то в этом году не хватает 5000 человек. Это же большая цифра. И не можем доказать, что у нас на госзаказе сидят более 100 000 человек. (ВКО -7202 человек по госзаказу, всего принято – 12805 чел.)

         Второе. В данные по педагогическим кадрам — директоров ежегодно не более 720 человек, а дальше естественно не все педкадры заполняются.  Если 5 лет назад было ИПР – более 45000 человек, то сейчас 29 000 человек; (ВКО ипр-2429 человек);

Третье. По капитальному ремонту, вместо количественных выражений в базе данных заполнены словами «да», т.е. провел ремонт или «нет», не провел ремонт. Анализировать работу по таким данным не представляется возможным. Только цифры надо ставить;

         Справочно:

4) данные ГПРОН, участие в спортивных секциях, волонтерство- 78%, республиканское значение – 50%;

5) участие в мероприятий «Рухани жаңғыру» в прошлом году не достижения, в этом году перебор ВКО- 75% поставили (респ.значение -30%);

         6) безбарьерный доступ -87% вышло, откуда, если спецпрограммы не у всех? Показатель должно быть по республике -30%. (ВКО-77%);

         7) повышение квалификации в области менеджмента должно быть – 300 человек или 7,1% (касипкор проводит ежегодно), у вас ВКО — 80 человек поставили из 300;

         8) количество колледжей внедряемые опыт НАО Касипкор, в прошлом году еле достигли 9%, в этом году должно быть 18%. У нас вышло 60,4%.

 

Во-первых, кто заполняет? кто свободен тот и заполняет, ответственные лица есть или нет? Потому что уже 5-й год заполняем, до сих пор много нареканий колледжам. Получили цифры и целый год работаем с этими цифрами, правильно или нет, мы обязаны работать с этими цифрами. Других источников у нас нету.

Достижения индикаторов ГПРОН, в части ТиПО зависит от ваших заполнений (1 индикатор 12 показателей 46 мероприятий). Ежегодно приходится писать служебные письма на имя ответственного секретаря, что произошла техническая ошибка и просим дополнительно открыть НОБД. Это большие деньги. В позапрошлом году 5 раз открывали, в прошлом году 3 раза открывали с согласия министра. Все равно неправильно заполнили.

В этом году в приказ Министра образования и науки № 570 от 27 декабря 2012 года «Об утверждении форм административных данных в рамках образовательного мониторинга» вносят изменения, что за заполнение ответственность несут первые руководители. И будут наказаны  первые руководители.

Также необходимо учесть, что планирование всех мероприятий и средствзависит от первичных данных НОБД. Например, в рамках законопроекта Статус педагога нам необходимо цифры по педкадрам. Прошлом году было 37 тыс. педагогов, а в этом году 29 тыс. педагогов. Куда дели 6 тыс. человек. Завтра при расчете доплаты педагогам у Вас не будет хватать средства. Со следующего года Минфин сами будет получать цифры от НОБД от нас не будет запрашивать тогда сами первые руководители будут ходить доказывать, что у них цифры другие. Это будет касаться по всем мероприятиям.  В этой связи призываем директоров колледжей и руководителей управления образования обращать особое внимание на данный вопрос.

Слайд 22

Спасибо за внимание!

Оставьте заявку и получите консультацию