Борибеков К.К.
О новых подходах к разработке образовательных
программ технического и профессионального образования
в Республике Казахстан
Модульно – компетентностный подход к разработке образовательных программ ТиПО в Республике Казахстан
(модульная учебная программа)
Последние годы с момента создания нормативно-правовой базы разработки и принятий Национальной системы квалификации (2011 года) а также требованием транснациональных компании работающих в Республике Казахстан при приеме на работу местных специалистов обязательного представление Сертификата о квалификации, то есть, документа, подтверждающего профессиональную компетентность – претендента на конкретное рабочее места.
Специалисты системы ТиПО под руководством Министерства образования и науки Республики Казахстан активно начали изучать и работать по пересмотру структуру и содержание образовательных программ, порядок проектирование учебных планов и программ от традиционного предметно – циклового подхода с описанием содержание технических и специальных дисциплин и видов учебно-производственной работы к формированию учебных модулей ориентированные на выполнение определенных видов будущей профессиональной деятельности (компетенции).
В результате за 2013-2015 годы с привлечением экспертов таких зарубежных организации как GIZ (Германия), Британского Совета (Великобритания), Pearson Education (Великобритания), JAMK (Финляндия), LD (Германия), TAFE (Австралия), Nanyang Polytechnic (Сингапур), Университет Sait Polytechnic Южной Альберты (Канада) и РИПО (Беларусь) были разработаны образовательные программы по 45 специальностям на основе модульно-компетеностного подхода.
Изучения зарубежного опыта и совместная работа с зарубежными экспертами по разработке образовательных программ по подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена, показало, что у каждой страны различные подходы к определению структуры и содержание модульных программ.
Обсуждая опыт совместной работы НАО «Холдинга «Кәсіпқор» по созданию новых образовательных программ, Министерством образования и науки РК была принята решение;
— с нового 2016-2017 учебного года начать внедрение в колледжах страны выше названные новые образовательные программы по 45 специальностям ТиПО;
— за 2016-2018 годы актуализировать, то есть пересмотреть все ранее разработанные учебные планы и программы по подготовке специалистов среднего звена и рабочих кадров на основе модульно-компетеностного подхода.
Для чего НАО «Холдингом «Кәсіпқор» в текущем году организованы курсы повышения квалификации ИПР и руководящих работников колледжей ТИПО в которых, предусмотрены внедрение новых образовательных программ. По данной программе повышения квалификации только в этом году будут переобучены более 2600 преподаватели технических и специальных дисциплин и мастера производственного обучения колледжей страны.
Особенности модульно-компетеностного подхода к разработке образовательных программ технического и профессионального образования, по которым начато пересмотр традиционного подхода к проектированию типовых учебных планов и программ для учебных заведений ТиПО.
Модульная учебная программа – часть образовательной программы, направленная на освоение знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения определенных видов профессиональной деятельности в рамках одной специальности.
Содержание модульной учебной программы представляется в виде завершенных этапов обучения.
При модульном подходе к разработке образовательных программ на каждый вид профессиональной деятельности (компетенции) разрабатывается отдельный модуль.
В рабочей учебной программе по специальности определяется перечень и объемы каждого модуля, порядок их изучения, виды учебных занятий и формы контроля в соотношении; теоретические занятия в колледже – 40%, практика на предприятии – 60% (процентное содержание зависит от специальности).
Модульная учебная программа дает возможность освоения выпускниками колледжей нескольких квалификаций и быть более мобильными и востребованными на рынке труда.
В зависимости от поставленных перед разработчиками целей, задач и ожидаемых результатов обучения модульные образовательные программы по структуре и содержанию могут отличаться друг от друга.
В некоторых странах методисты используют модульный подход для организации планирования работы преподавателя общетехнических и специальных дисциплин. Учебные программы отдельных специальных предметов формируются по содержанию тематики и разделов в отдельные модули для обеспечения завершенности обучения отдельных видов функциональной деятельности (компетенции). Совокупность таких модулей может дать отдельно взятую квалификацию. Такой подход рассматривается как модульная технология преподавания отдельных дисциплины и видов учебной работы. Например, модульные программы, используемые в колледжах Германии, Великобритании, в большинстве случаев разрабатываются на каждую компетенцию (вид действий, выполняемый в рамках одной квалификации), необходимую для получения квалификации. В таком подходе завершение обучения по отдельно взятым модулям не дает возможности выхода на рынок труда.
В Сингапуре, Австралии, Канаде, Норвегии, Финляндии и ряде других стран структура и описание содержания модульных программ предусматривают необходимость разработки их на каждую квалификацию. На каждую квалификацию по модулям описываются ожидаемые результаты обучения и критерии оценки.
Результаты обучения – это формулировки, определяющие, что будут знать, уметь или в состоянии выполнять студенты в результате учебной деятельности. Результатом обучения выступают совокупность формируемых компетенций по модулям обучения с выходом на квалификацию.
Критерии оценки – перечень основных видов учебной деятельности по модулям для принятия решения по оценке результатов обучения на соответствие предъявленным требованиям к компетентности.
В этих странах содержания модульной учебной программы представляется в виде завершенных этапов обучения и направлены на освоение знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения отдельных видов профессиональной деятельности (квалификации) в рамках одной специальности с возможностью сертификации квалификации и выхода на рынок труда.
Согласно, Трудовому кодексу Республики Казахстан, только наличие документа об образовании и квалификации (специальных знаний и профессиональной подготовки) гарантирует конкурентоспособность и возможность выхода человека на рынок труда.
Именно поэтому внедрение модульно-компетентностного подхода к разработке образовательных программ в Казахстане является более востребованным и перспективным.
Чтобы, было более понятным для инженерно-педагогических работников колледжей и разработчикам рабочих учебных планов и программ приведу несколько примеров:
Отрасль: «Строительство»
Профессиональный стандарт НСК РК по специальности: «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» с учетом специальных видов строительных работ предусматривает выполнение минимум пяти видов профессиональной деятельности, (со специализацией отделочные работы получения 5 квалификации) или специальных модулей в рамках данной специальности. То есть работать в качестве:
- штукатура
- маляра
- мастера отделочника (с умением выполнять работы плиточника и облицовщика)
- техника-отделочника
- младшего технолога строителя 5 уровня НРК
Структура и содержание образовательных учебных программ и планов определяются в соответствии с требованиями профессиональных стандартов или квалификационных требований и пожеланиями заказчика-работодателя.
При разработке рабочих образовательных программ и учебных планов, исходя из требований конкретного работодателя-заказчика и срока обучения по данной специальности, можно предусмотреть еще три дополнительных модуля общего профессионального характера деятельности: (Охрана труда и безопасной организации работы», «Оборудование, механизмы и инструменты, используемые в отделочных работах», «Сырье и материалы, используемые в отделочных работах»). Тогда образовательная программа по данной специальности будет состоять минимум из 8 модулей (на усмотрение разработчика).
После завершения обучения всех модулей учебной программы предусматривается возможность сдачи экзамена (тестов) в центрах сертификации квалификации, получить сертификат и выйти на рынок труда. И эти положения также должны быть учтены при разработке раздела «Контрольные измерительные материалы», то есть тестовых заданий по оценке и сертификации квалификации.
Отдельные специальные модули можно использовать для организации краткосрочной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, так как модули автономные и представляют собой завершенные курсы профессионального обучения с достижением определенных результатов (компетенций).
Отрасль: «Сфера обслуживания»
Профессиональный стандарт НСК РК по специальности: «Организация питания» предусматривает выполнения следующих четырех видов профессиональной деятельности (компетенций) в рамках этой специальности (Повар, Кондитер, Официант и Бармен).
На каждый вид профессиональной деятельности (компетенции) разрабатывается отдельные модули. Они имеет завершенный этап обучения.
Образовательная программа по специальности «Организация питания» в данном случае должна включать минимум четыре специальных, содержательно ориентированных на квалификацию модуля профессионального обучения.
При модульно-компетентностном подходе к разработке образовательных программ по данной специальности, исходя из требований профессиональных стандартов (к компетенции специалиста), содержания и срока обучения, можно предусмотреть еще три дополнительных модуля: («Оборудование и механизмы для организации общественного питания», «Сырье и материалы для организации общественного питания», «Охрана труда и техника безопасной организации работы»).
Таким образом, при разработке рабочей учебной программы и плана по специальности «Организация питания» можно будет предусмотреть минимум 8 модулей профессионального обучения.
После освоения всех модулей данной образовательной программы у студента: — будут возможность получения минимум четырех квалификаций;
— повысится возможность трудоустройства в сфере обслуживания по специальности «Организация питания».
Отрасль: «Машиностроение»
Профессиональный стандарт, разработанный и утвержденный в рамках внедрение Национальной Системы Квалификации Республике Казахстан (далее — НСК РК) по специальности: «Эксплуатация машин и оборудования промышленности».
Предусматривает выполнение минимум трех видов профессиональной деятельности (компетенции) в рамках данной специальности. То есть работать в качестве:
- Слесаря механосборочных работ
- Слесаря ремонтника машин и оборудования
- Техника – механика
Для организации подготовки кадров по этой специальности на основе профессионального стандарта/квалификационных требований разрабатываются образовательные учебные программы и планы.
Образовательная программа по специальности «Эксплуатация машин и оборудования промышленности» должна включать минимум три содержательно-ориентированных на квалификацию специальных модуля профессионального обучения.
Исходя из требований (к компетенции специалиста) профессионального стандарта/квалификационных требований по специальности «Эксплуатация машин и оборудования промышленности» и в зависимости срока обучения можно предусмотреть еще четыре модуля общих для всех видов профессиональной деятельности (компетенции) по указанным квалификациям: («Материаловедение», «Слесарное дело», «Промышленные оборудование и механизмы», «Охрана труда и техника безопасной организации работы»). Тогда образовательная программа по данной специальности будет состоять минимум из 7 модулей.
После завершения обучения по всем модулям учебной программы предусматривается возможность сдачи экзамена в центрах сертификации квалификации. Получение сертификата в центрах сертификации дает возможность выйти на рынок труда.
Таким образом, новые образовательные программы, разработанные на основе модульно-компетентностного подхода позволяют:
- сохранить фундаментальность существующих образовательных программ (общегуманитарные, социально-экономические и общепрофессиональные дисциплины);
- реформировать блок специальных дисциплин в учебные модули для формирования профессиональных компетенций, указанных в профессиональных стандартах;
- интегрировать модульные программы для обучения студентов в колледжах по родственным квалификациям;
- отдельные модули можно использовать для курсовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- предусматривать в модулях практическую подготовку для использования технологии дуального обучения.
Приложение
Примерные формы оформление структуры и описание содержание модульных программ
Специальность ___________________________ Квалификации:
1)__________________, 2) __________________, 3)__________________,
4) _____________________________, 5) ___________________________.
- Структура описание содержание профессиональных компетенции по модулями на примере специальности «Строительство и эксплуатация зданий сооружений» со специализацией отделочные работы.
Наименование модулей с указанием квалификации
/компетенции (Коды из Классификатора ТиПО) |
Наименование разделов
и тем по учебным модулям (общепрофессиональных и специальных дисциплин, производственного обучения и профессиональной практики) |
Формируемая
компетенция/ результаты обучения (модульные единицы) (Знания, Умения, Навыки Быть компетентным) |
Объем учебного времени
в часах/ кредитах |
Штукатур
(указать уровень квалификации) |
Наименование разделов и тем общепрофессиональных и специальных дисциплин | Знания, Умения, Навыки
Быть компетентным: |
|
Наименование разделов и тем производственного обучения | Знания, Умения, Навыки
Быть компетентным: |
||
Наименование разделов и тем профессиональной практики | Знания, Умения, Навыки
Быть компетентным: |
||
Маляр
(указать уровень квалификации) |
Наименование разделов и тем общепрофессиональных и специальных дисциплин | Знания, Умения, Навыки
Быть компетентным: |
|
Наименование разделов и тем производственного обучения | Знания, Умения, Навыки
Быть компетентным: |
||
Наименование разделов и тем профессиональной практики | Знания, Умения, Навыки
Быть компетентным: |
||
Мастер отделочник (с умением выполнять плиточника и облицовщика) | Наименование разделов и тем общепрофессиональных и специальных дисциплин | Знания, Умения, Навыки
Быть компетентным: |
|
Наименование разделов и тем производственного обучения | Знания, Умения, Навыки
Быть компетентным: |
||
Наименование разделов и тем профессиональной практики | Знания, Умения, Навыки
Быть компетентным: |
||
Техник-отделочник (указать уровень квалификации) | Наименование разделов и тем общепрофессиональных и специальных дисциплин | Знания, Умения, Навыки
Быть компетентным: |
|
Наименование разделов и тем производственного обучения | Знания, Умения, Навыки
Быть компетентным: |
||
Наименование разделов и тем профессиональной практики | Знания, Умения, Навыки
Быть компетентным: |
||
Младший технолог — строитель (указать уровень квалификации) | Наименование разделов и тем общепрофессиональных и специальных дисциплин | Знания, Умения, Навыки
Быть компетентным: |
|
Наименование разделов и тем производственного обучения | Знания, Умения, Навыки Быть компетентным: | ||
Наименование разделов и тем профессиональной практики | Знания, Умения, Навыки
Быть компетентным: |
На каждую квалификацию и по модулям необходимо определить ожидаемые результаты обучения и разработать критерии оценки.
Квалификация/модуль | Результат обучения | Критерии оценки |
- Структура и содержание модульной учебной программы производственного обучения и профессиональной практики
Код профессиональных квалификации/ компетенций | Учебные модули (темы и виды учебно-производственной работы) | Формируемые навыки работы/результаты обучения/компетенции | Объем учебного времени
в часах /кредитах |
Итого |
По структуре и содержанию учебной программы.
В разделе «Содержание модульной учебной программы дисциплины/производственного обучения и практики» необходимо описать критерии оценки обучения.
При определении формируемой компетенции по каждому модулю и дисциплине необходимо учитывать «Методику разработки типовых учебных планов и образовательных учебных программ, интегрированных образовательных учебных программ по специальностям технического и профессионального образования (Приказ МОН РК №446 от 3 ноября 2013 года)» в части описания компетенций.
Примечание: Перед типовым учебным планом необходимо в пояснительной записке (предисловие) отразить возможность приложение типового учебного плана (традиционной предметно-цикловой форме) в целях более детального понимания разработчиками рабочих учебных программ использования модульно — компетентностного подхода а также организаторам (менеджерам), занимающихся вопросами тарификации и распределения учебной нагрузки между ИПР в конкретном учебном заведении.
Предложенная форма типового учебного плана разработано на основе моделей учебных планов указанных в ГОСО РК «Общие положение» по ТиПО.
Образец оформление структуры и содержание типового учебного плана для внедрения технологии модульного обучения (приложение 2).
Приложение 2
учебный план
по организации подготовки кадров по технологии модульного обучения
(по модульным образовательным программ) по специальности _________________________________________________________________
Квалификации: 1) _____________________, 2) ________________________,
3) ____________________, 4) ________________________
Срок обучения _________ на базе общего среднего образования
Индексы
обозначение |
Наименование
циклов, дисциплин и возможных модулей (с указанием кода компетенции/квалификации) (из ГКЗ – Классификатор ТиПО)
|
Формы контроля | Объем учебного времени в часах/кредитах | |||||||||||
Распределение по семестрам | Количество контрольных работ | всего | Из них | Распределение по курсам и семестрам | ||||||||||
экзамены | зачет | Курсовой проект | Теоретическое обучение | Практическое обучения | 1 курс | 2 курс | 3 курс | |||||||
1с | 2с | 1с | 2с | 1с | 2с | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
ОГСЭД 00 | Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины | |||||||||||||
ОГСЭД 01 | ||||||||||||||
ОГСЭД 02 | ||||||||||||||
ОПМ… | Общепрофессиональные модули | |||||||||||||
ПМ…. | Профессиональные и специальные модули | |||||||||||||
СМ…. | ||||||||||||||
ПП …. | Профессиональная практика | |||||||||||||
ПП…. | ||||||||||||||
ПА….. | Промежуточная аттестация | |||||||||||||
ИА …. | Итоговая аттестация | |||||||||||||
Итого на обязательное обучение | ||||||||||||||
Всего |
* * *