ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ КУМАША НУРГАЛИЕВА
Как известно, модульное обучение, общие положения которого были сформулированы в конце 60-х гг. XX в. в США, возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе многие прогрессивные идеи, накопленные в педагогической теории и практике.
Традиционные формы обучения в системе технического и профессионального образования, ориентированы на данные обучающихся при поступлении в учебное заведение, тогда как необходимо акцентировать обучение на результаты при выпуске, т. е. на результаты обучения, повышающие конкурентоспособность и трудоустройство выпускников на рынке труда.
На сегодняшний день модульное обучение является одним из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективную реализацию дидактического процесса.
Наш колледж является одним из первых учреждений образования, где внедрена дуальная модель подготовки кадров, элементом которойи является модульное обучение на основе компетенций.
Так, с 2014–2015 учебного года на специальности 1201000 – Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта была внедрена экспериментальная модульная программа обучения на основе компетенций (далее – программа), которая была разработана на основе Национальной рамки квалификаций (совместный приказ МОН РК от 28.09.12 № 444 и МТиСЗН от 24.09.12 № 373-о-м)в соответствии с требованиями работодателей и Государственного общеобязательного стандарта технического и профессиональногообразования Республики Казахстан.
Программа используется для профессионального обучения, профессиональной подготовки обучающихся, переподготовки и повышенияквалификации специалистов. Применение в обучении настоящей программы позволяет работодателям набрать штат специалистов, владеющих техническими требованиями и умениями, необходимой квалификации без дополнительного обучения на производстве,а выпускникам нашего колледжа научиться управлять техническим процессом, строить благоприятные отношения с трудовым коллективом, соблюдать нормы безопасности и этики.
В основе программы находятся результаты, которые должны быть достигнуты в процессе обучения специальности/квалификации, соответствующие требованиям сферы труда, т. е. требованиям к деятельности в рамках профессии.
Данный учебный план разработан в соответствии с требованиями работодателей и Типового учебного плана по специальности 1201000 – Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта.
План позволяет использовать его для профессионального обучения, профессиональной подготовки студентов. План включает в себя блок общеобразовательных дисциплин, изучаемых на 1 курсе (1,2 семестр); блок общегуманитарных, социально – экономичных и ряд дисциплинс общепрофессионального блока, которые изучаются на 2 курсе в 3 семестре; ряд дисциплин с общепрофессионального блока, специальные дисциплины и профессиональные практики распределены по 8 модулям, которые изучаются на протяжении 4,5,6,7 семестрах; технологическая и преддипломная практика проходят в 8 семестре.
3 семестр, который включает в себя блок общегуманитарных, социально – экономичных и ряд дисциплин с общепрофессионального блока называется надарочный, адаптирующий модуль (18 недель 648 часов теоретического обучения).
В 4,5,6,7 семестрах изучаются так называемые функциональные модули:
В четвертом семестре: Модуль «Техническое обслуживание и обще-слесарная работа». В него входят ряд дисциплинс общепрофессионального блока и специальные дисциплины (20 недель из них 14 недель теоретического обучения 504 часа и 6 недель практического обучения 216 часов). По окончанию модуля студент, при успешной сдаче практического экзамена, получает квалификацию «Слесарь ТО и обще-слесарных работ».
В пятом семестре: Модуль «Шиномонтажные работы» (9,5 недель из них 4,5 недель теоретического обучения 162 часа и 5 недельпрактики 180 часов); Модуль «Диагностика и ремонт ходовой части легковых автомобилей» (8,5 недель = 4,5 недель теории 162 часа +4 недель практики 144 часа). Итого за семестр изучаются два модуля (18 недель = 9 теории 324 часа + 9 практики 324 часа). По окончаниюмодуля студент, при успешной сдаче практического экзамена, получает квалификации «Шиномонтажник» и «Слесарь по ремонту ходовой части автомобилей» соответственно.
В шестом семестре: Модуль «Диагностика и ремонт бензиновых двигателей легковых автомобилей» (8 недель = 6 недель теории 216 часов+2 недели практики 72 часа); Модуль «Диагностика и ремонт электротехнических систем легковых автомобилей» (11 недель = 8 недельтеории 288 часа + 3 недели практики 108 часов). Итого за семестр изучаются еще два модуля (19 недель = 14 недель теории 504 часа +5 недель практики 180 часов). По окончанию модуля студент, при успешной сдаче практического экзамена, получает квалификации «Моторист» и «Слесарь – электронщик» соответственно.
В седьмом семестре: Модуль «Контроль соблюдения правил техники безопасности (ТБ), результата выполненной работы» (7 недель =6 недель теории 216 часов + 1 неделя 36 часов); Модуль «Разработка технологической карты» (4 недели = 2 недели теории 72 часа +2 недели практики 72 часа); Модуль «Руководство автосервисом» (3 недели = 1 неделя теории 36 часов + 2 недели практики 72 часа). Итогоза семестр изучаются три модуля (14 недель из них 9 недель теории 324 часа + 5 недель практики 180 часов). По окончанию модуля студент, при успешной сдаче практического экзамена, получает квалификацию «Менеджер автосервиса».
В случае прерывания обучения предлагается компетенцию обучающегося подтверждать сертификатами установленного уровня по пройденным модулям. Выпускнику, прошедшему весь курс обучения, выдаётся диплом установленного образца и сертификатыдостигнутого уровня по всем пройденным модулям.
Кроме того, начиная с 2015–2016 учебного года нами планируется внедрить дуальную модель подготовки кадров на 4 специальностях:1304000 – Вычислительная техника и программное обеспечение, 0507000 – Организация обслуживания гостиничных хозяйств, 0506000 –Парикмахерское искусство и декоративная косметика, 0508000 – Организация питания. В настоящее время ведется работа по составлению модульных программ на этих специальностях.
По словам авторов, на основе разработки модульных программ обучения при отсутствии профессионального стандарта по специальности лежит функциональный анализ, т. е. описание трудовой деятельности через функции и результаты (анализ потребности в умениях), который проводился для выявления реальных и перспективных требований отрасли и регионального рынка труда к категории работников, подготавливаемых нашим колледжем. Требования работодателей к компетенции специалистов отражены в функциональной картеи спроецированы на программу обучения, имеющую модульный формат.
Так, создание и реализация модульных программ позволяет изменить структуру содержания и сроки профессионального образованияв целом, совершенствует формы и методы контроля его результатов, что в итоге повышает качество профессиональной компетентности специалистов.
Таким образом, главной задачей в повышении имиджа колледжа им.
К. Нургалиева является:
— повышение качества подготовки будущих специалистов, в том числе через внедрение дуальной модели подготовки кадров;
— создание условий для плодотворной учебы студентов и работы инженерно-педагогических работников;
— эффективная система профориентационный работы;
— повышение квалификации инженерно-педагогических работников;
— плодотворное сотрудничество с социальными партнерами, органами государственной власти;
— системная работа по трудоустройству выпускников;
— постоянная рекламная деятельность;
— изучение и внедрение в практику работы лучшего зарубежного опыта.
Обобщая вышесказанное, хочется добавить, что нашим колледжем создаются наиболее благоприятные условия для развития личности обучаемого путем обеспечения гибкого содержания обучения, приспособление дидактической системы к индивидуальным возможностям, запросам и уровню базовой подготовки обучаемого посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.