НЕКОМЕРЧЕСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ХОЛДИНГ «КӘСІПҚОР»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по оформлению и разработке рабочих учебных программ и учебных планов на основе модульно-компетентностного подхода по специальностям технического и профессионального образования
АСТАНА 2016
Разработчики: Борибеков К.К., Сабирова Р.Б.
Цель рекомендаций – помочь педагогическим, научно – методическим и практическим работникам, занимающимся разработкой рабочих учебных планов и программ на основе модульно-компетентного подхода в рамках требований государственных общеобязательных стандартов технического и профессионального, послесреднего образования
Рекомендации сопровождаются приложениями, которые расширят возможности разработчиков в структурном оформлении и технологии составления рабочих учебных программ и планов на основе модульно-компетентного подхода по специальностям технического и профессионального, послесреднего образования
Методические рекомендации предназначены руководителям, методистам организации образования, для использования при разработке и составлении и рабочих учебных программ и планов организаций технического и профессионального образования.
Методические рекомендации решением Научно-методического совета Некоммерческого акционерного общества «Холдинг Кәсіпқор» от 5 июля 2016 г. за № 2, одобрены для использования учебными заведениями при разработке рабочих учебных планов и программ на основе модульно-компетентностного подхода по специальностям технического и профессионального образования, послесреднего образования.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке рабочих учебных программ и планов по специальностям технического и профессионального образования.
Введение
В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» разработка и утверждение рабочих учебных планов и рабочих учебных программ относятся к компетенции организации образования (подпункт 2) пункта 3 статьи 43 Закона РК «Об образовании»).
Учебная программа — документ, определяющий по каждой учебной дисциплине содержание и объем знаний, умений, навыков и компетенций, подлежащих освоению (пункт 45) статьи 1 Закона РК «Об образовании».
Содержание профессионального обучения по специальностям определяется образовательными программами, которые разрабатываются в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования в виде типовых и рабочих учебных программ по дисциплинам и различным видам учебной деятельности или модулей.
Рабочая учебная программа предназначена для реализации требований к содержанию и уровню подготовки обучающихся по конкретной учебной дисциплине/модулям или профессиональной практике.
Рабочие учебные программы по дисциплинам и видам учебной деятельности или учебные программы по модулям ориентированным на компетенцию (квалификацию) разрабатывается в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта технического и профессионального, послесреднего образования и структурой модели учебных планов и требований к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям по уровням квалификаций, установленным профессиональными стандартами.
Рабочие учебные программы является основными планирующими документами по организации учебных занятий преподавателей с обучающимися.
Изучение зарубежного опыта и сравнительный анализ структуры и содержания учебных программ и планов по организации профессионального обучения, используемых в ряде зарубежных стран показало:
- современные учебные программы и планы ориентированы на приобретение нескольких компетенций в рамках учебного плана и образовательной программы по одной специальности;
- порядок проектирования учебных программ и планов по структуре и содержанию отличаются от традиционного предметно – циклового подхода с описанием содержания технических и специальных дисциплин и видов учебно-производственной работы;
- дисциплины общепрофессиональной и профессиональной подготовки объединены в несколько модулей, ориентированных на конкретные квалификационные компетенции;
- проектирование образовательных программ требует формирования учебных модулей, ориентированных на выполнение определенных видов квалификационных компетенции будущей профессиональной деятельности.
Согласно, Трудовому кодексу Республики Казахстан (подпункт 3) пункта 1 статьи 32 Трудового кодекса РК), при заключении трудового договора претендент обязан представить работодателю документ об образовании, квалификации, наличие специальных знаний или профессиональной подготовки на работу, требующую соответствующих знаний, умений и навыков.
Документ о квалификации, наличии специальных знаний или профессиональной подготовки это удостоверение, свидетельство или сертификат, подтверждающий профессиональную компетентность – претендента на конкретное рабочее место.
Поэтому использование модульно-компетентностного подхода при разработке образовательных программ и внедрение модульного обучения в настоящее время является актуальной задачей системы технического и профессионального, послесреднего образования.
В настоящих рекомендациях используются следующие ключевые определения:
модульная учебная программа – часть образовательной программы, направленная на освоение знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения определенных видов профессиональной деятельности в рамках одной специальности;
рабочая учебная программа – документ, разрабатываемый организацией технического и профессионального образования для конкретной дисциплины, практик, иных видов учебной деятельности (модулей) рабочего учебного плана на основе типовой учебной программы;
модуль — независимый, самодостаточный и полный раздел образовательной программы или период обучения;
модульная единица – это логически приемлемое разделение труда в определённой профессии, имеющее чёткое начало и конец труда, который может быть разделён, далее результатом этого будет продукт, услуга или часть работы (рабочая операция) – определение МОТ (международная организация труда);
модульная учебная единица – совокупность разделов (тем) содержания обучения в рамках одного учебного модуля (дисциплины), обеспечивающая знания и выполнение конкретных навыков будущей квалификации;
специальность — вид трудовой деятельности (функции) соответствующий требованием определенных уровней квалификации в рамках одной профессии;
квалификация – уровень подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной специальности;
результаты обучения – это формулировки, определяющие, что будут знать, уметь или в состоянии выполнять студенты в результате учебной деятельности. Результатом обучения выступают совокупность формируемых компетенций по модулям обучения с выходом на квалификацию.
критерии оценки – перечень основных видов учебной деятельности по модулям для принятия решения по оценке результатов обучения на соответствие предъявленным требованиям к компетентности.
учебный план — документ регламентирующий перечень, последовательность, объем (трудоемкость) учебных дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности обучающихся соответствующего уровня образования и формы контроля;
рабочий учебный план – документ, разрабатываемый организацией технического и профессионального образования на основе типового учебного плана, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин различные виды учебной работы (модулей), последовательность, интенсивность и основные формы организации обучения, контроля знаний и умений обучающихся, утверждаемый руководителем организации образования.
Выбор структуры и порядок формирования содержания рабочих учебных программ по общепрофессиональным, профессиональным (специальным) модулям или общепрофессиональным, специальным дисциплинам и по всем видам учебной работы осуществляется учебным заведением самостоятельно.
Учитывая сложность процесса проектирования структуры и формирование содержания рабочих учебных программ по модулям при модульно-компететностном подходе, в целях оказания практической методологической помощи руководителям и инженерно-педагогическим работникам организации ТиПО разработаны настоящие методические рекомендации.
Общие положения
Определение структуры и практико-ориентированного содержания образовательных программ по специальностям является достаточно сложной творческой задачей для разработчиков рабочих учебных программ по специальностям технического и профессионального образования. Разработчикам при модульно-компетентностном подходе необходимо обеспечить интеграцию образовательных программ учебных дисциплин, практик, иных видов учебной деятельности по смежным квалификациям в рамках одной специальности.
Модульно-компетентностный подход ставит задачу определения оптимального соотношения между теоретическим обучением и практической трудовой деятельностью, между требованиями работодателей и учебной программой профессиональной подготовки.
При модульном подходе к разработке рабочих учебных программ и планов на каждый вид профессиональной деятельности (компетенции) разрабатывается отдельный модуль.
Компетентностный подход предусматривает формирование базовых и профессиональных компетенций, в том числе внедрение модульной технологии обучения.
Содержания модульных образовательных программ должно обеспечить освоение базовых и профессиональных компетенции предусмотренного уровня квалификации по специальностям.
Структура и проектирование содержания модульной учебной программы
Структура и проектирование содержания модульной учебной программы существенно отличается от традиционного подхода к определению структуры и описания содержания рабочей учебной программы по дисциплинам и видов учебной деятельности.
Структура, оформление и описание содержания модульной учебной программы ориентированы на освоение компетенции по определенным уровням квалификации.
В целях структурирования и систематизации работы разработчиков рабочих учебных программ предлагается следующая структура оформления модульной учебной программы:
- Титульный лист
В титульном листе указывается:
— номер и дата регистрации;
— наименование модульной учебной программы;
— наименование специальности ТиПО;
— год разработки.
Форма титульного листа прилагается. Приложение 1.
Оборотная сторона титульного листа содержит сведения об авторе (авторах) и рецензентах. О решениях предметно-цикловой комиссии учебного заведения, № протокола и дата заседания предметно-цикловой комиссии учебного заведения.
- Пояснительная записка к рабочим учебным программам
В пояснительной записке к рабочим учебным программам рекомендуется подробно описать:
- обоснование разработки рабочей образовательной программы (учебной программы и плана) / по выбранной специальности с указанием использованных основных правовых нормативных документов и рекомендации, действующих образовательных стандартов, программ типовых и других учебных планов;
- принципиальные отличия вновь разработанных рабочих учебных программ и планов от действующих типовых учебных программ и планов по данной специальности;
- цели разработки и ожидаемые результаты от внедрения разрабатываемой рабочей образовательной программы;
- общие характеристики и особенности рабочего учебного плана с указанием объемов учебного времени, возможных периодов обучения, содержание отдельных общеобразовательных дисциплин, модулей и т.д.
- назначение общепрофессиональных и профессиональных модулей, дисциплины и различных видов учебной работы, ее роль, в подготовке специалистов, связь с другими модулями (дисциплинами и видами практики) образовательной программы специальности, а также краткие методические указания по ее изучению (реализации).
- Структура и описание содержания модульных программ предусматривают наименование и перечень основных модулей в рамках одной специальности и разработку модульных программ на каждую квалификацию.
Примерная структура модульной учебной программы прилагается. Приложение 2.
Содержание модульной учебной программы представляется в виде завершенных этапов обучения и направлены на освоение знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения отдельных видов профессиональной деятельности (квалификации) в рамках одной специальности с возможностью сертификации квалификации и выхода на рынок труда.
В модульно-компетентностном подходе к разработке рабочих учебных программ ключевой (первоначальной) задачей является определение разработчиками:
3.1) Наименования и перечня основных модулей с указанием возможной квалификаций/компетенции в рамках выбранной специальности
Возможное наименование и количество специальных профессиональных модулей определяется в соответствии с НРК и видов профессиональной деятельности (компетенции) предусмотренных профессиональными стандартами по выбранной специальности. Исходя из требований (к компетенции специалиста) профессионального стандарта/квалификационных требований по специальности, а также в зависимости срока обучения разработчиками определяются общепрофессиональные модули общих для всех видов профессиональной деятельности (компетенции) по определенным квалификациям: («Материаловедение», «Охрана труда и техника безопасной организации работы» и т. д.). Суммарное количество общепрофессиональных и специальных модулей определят минимальное количество основных модульных учебных программ по выбранной специальности.
При определении наименования основных специальных модулей рекомендуется руководствоваться также действующими Классификатором специальностей технического и профессионального образования, профессиональными стандартами, где указаны все виды и уровни возможных квалификации в рамках одной специальности.
Определение перечня и наименование основных профессиональных модулей по отдельным специальностям также возможно через описание последовательности полного цикла производственных действий в рамках одной специальности.
3.2) Наименование разделов и тем по учебным модулям
Для определения содержания модульной учебной программы необходимо определить тематический план, в котором указывается наименование разделов и тем по учебным модулям. Структура тематического учебного плана учебных модулей включает отдельные разделы и темы общепрофессиональных и специальных дисциплин, производственного обучения и профессиональной практики для освоения необходимых знаний, умений, навыков и необходимых компетенции установленного уровня квалификации. Поэтому в модульных учебных программах отсутствует тематика общего характера, все темы ориентированы на приобретение определенного уровня компетенции. В рабочей модульной учебной программе определяется рекомендуемый перечень лабораторных работ, производственного обучения и практических занятий по каждому модулю отдельно. Смотрите приложение 2.
Описание содержание учебных модулей преподаватели для себя могут оформить в виде следующей таблицы №5
т№п/п |
Базовое содержание учебного модуля |
Требования к уровню усвоения содержания учебного модуля |
Содержание |
Ресурсы |
|
Теоретического обучения |
Практического обучения |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Базовое содержание учебного модуля включает отбор, анализ и организацию содержания путем определения конкретных дидактических единиц (разделов, тем) и установления логической последовательности их изучения.
Требования к уровню усвоения содержания учебного модуля (теоретических и практических занятий).
Ресурсы – это материально-техническое и методическое обеспечение реализации содержания программы, центральный фактор успешности освоения компетенций, без которого реализация модульных программ, основанных на компетенциях, невозможна.
3.3) Формируемая компетенция/ результаты обучения
В данном разделе описываются требования к уровню знаний, умений, навыков, формируемым компетенциям в виде модульных единиц по каждым учебным модулям.
На каждую квалификацию и по модулям необходимо определить ожидаемые результаты обучения.
Результаты обучения – это формулировки, определяющие, что будут знать, уметь, иметь навыки или в состоянии делать студенты в результате учебной деятельности. Результатам обучения выступают совокупность формируемых компетенций по модулям обучения с выходом на квалификацию.
3.4) Критерии оценки
В данном разделе описывается перечень основных видов учебной деятельности по модулям для принятия решения по оценке результатов обучения на соответствие предъявленным требованиям по уровням квалификации (компетенции).
Примерная форма описания результатов обучения и критерий оценки по каждой квалификации прилагается. Приложение 3
3.5) Объем учебного времени в часах
Объем учебного времени, выделяемый на учебные модули определяется исходя от суммарного учебного времени, необходимого для освоения модульных единиц.
При разработке рабочей учебной программы по реализации образовательной программы организации технического и профессионального образования имеют право:
— изменять до 30 % объема учебного времени, отводимого на освоение учебного материала для циклов, и до 30 % по каждой дисциплине (модулю) и до 50 % производственного обучения и профессиональной практики с сохранением общего объема учебного времени, выделенного на обязательное обучение;
— в соответствии с потребностями работодателей изменять содержание учебных программ до 30 % по общеобразовательным дисциплинам и до 50 % по специальным и общепрофессиональным дисциплинам, производственному обучению и профессиональной практике или модулям. Вводить дополнительные модули или дисциплины в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин по требованию работодателей с сохранением общего объема учебного времени на обязательное обучение.
3.6) Составление тематики письменных квалификационных (дипломных) работ
Разработка тематики письменных квалификационных (дипломных) работ осуществляется с учетом соблюдение следующих требований:
— тематика письменных квалификационных (дипломных) работ должны учитывать ожидаемые результаты в виде получаемого уровня квалификации выпускниками по итогам освоения в полном объеме образовательной программы и учебного плана по выбранной специальности.
— структура и содержание дипломных работ должны отражать последовательность выполнения производственного процесса в соответствии с ожидаемыми результатами, обучения с выходом на предусмотренные уровни квалификации по специальности указанные в рабочих учебных программах.
Тематика письменных квалификационных работ разрабатывается преподавателями профессиональных модулей/дисциплин и рассматривается на заседаниях предметно-цикловых комиссии.
3.7) Контрольные задания
Контрольные задания разрабатываются с целью оценки и определение уровня усвоения обучающимися содержания программного материала по каждому модулю и дисциплине. В рабочей учебной программе предлагается указать, когда, кем и в какой форме проводятся контроль успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования (см. пункт 7 статьи 28 Закона РК «Об образовании»).
3.8) Перечень литературы и средства обучения
В разделе «Литература и средства обучения» указываются:
основная и дополнительная учебная литература;
учебные и справочные пособия;
учебно-методическая литература;
перечень рекомендуемых средств обучения.
- Проектирование рабочего учебного плана
В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» рабочие учебные программы и планы являются основой организации учебно-воспитательного процесса в организациях образования ТиПО.
Рабочие учебные планы регламентируют перечень, последовательность, объемы изучения учебных модулей или учебных дисциплин, практик, иных видов учебной деятельности обучающихся соответствующего уровня образования и формы контроля;
Рабочие учебные планы раскрывают структурные содержание общеобразовательной и профессиональной подготовки, объем учебного времени учебным модулям /по циклам, курсам, дисциплинам и различным видам учебной работы/, определяют и регламентируют сроки обучения.
При разработке рабочих учебных планов необходимо учитывать базу реализации профессиональных образовательных программ с учетом соответствующих сроков обучения.
В верхней части указывается наименование учебного заведения ТиПО, наименование рабочего учебного плана, наименование специальностей ТиПО и год разработки, Ф.И.О. руководителя учебного заведения утвердившего данный учебный план и отметка о согласовании с партнерами с подписями закрепленный печатью. Ниже размещаются:
— график учебного процесса;
— сводные данные по бюджету времени;
— план учебного процесса;
— пояснительная записка к учебному плану.
4.1) График учебного процесса
Планирование учебно-воспитательной работы в организациях образования реализующих образовательные программы технического и профессионального образования, осуществляется на основе утвержденного графика учебного процесса на весь срок обучения. График учебного процесса составляется по годом и семестрам обучения с указанием периодов теоретических и практических занятий сроков проведения промежуточных и итоговых аттестаций, а также каникул.
При разработке графика учебного процесса необходимо учесть:
Учебный год в учебных заведениях технического и профессионального образования традиционно начинается 1 сентября текущего календарного года и завершается не позже 1 июля следующего календарного года и составляет 52 недели. Учебное время в одном учебном году составляет не более 40 недель без учета времени на каникулы не менее 11 недель и праздничные дни – 1 неделя.
Форма оформление Графика учебного процесса организаций технического и профессионального, послесреднего образования прилагается. Приложение 5.
4.2) Сводные данные по бюджету времени
Расчеты по определению сводных данных по бюджету времени проводятся с учетом продолжительности учебного года, который составляет не более 40 недель и при очной форме обучения определяется из расчета обязательной учебной нагрузки 36 часов в неделю.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося не должен превышать 54 часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, и он определяется на основе расчетов по каждой специальности отдельно.
Расчеты по сводным данным по бюджету времени оформляется в виде таблицы. Приложение 6.
4.3) Оформление плана учебного процесса
Предложенная форма рабочего плана учебного процесса разработана на основе моделей учебных планов указанных в ГОСО Республики Казахстан «Общие положение» по техническому и профессиональному образованию.
В плане рабочего учебного плана регламентируются структурное содержание (перечень) учебных программ, форму контроля, объем учебного времени по модулям с указанием семестров обучения.
В планах учебного процесса для каждого структурного элемента (общеобразовательные, общие гуманитарные, социально-экономические, общепрофессиональные, специальные дисциплины /модули, дисциплины по выбору и факультативные занятия) в зависимости от срока обучения указываются объемы учебного времени (в часах).
Образец оформление плана учебного процесса рабочему учебному плану прилагается. Приложение 4.
4.4) Пояснительная записка к рабочему учебному плану и отдельным общеобразовательным программам
При составлении пояснительной записки к рабочим учебным планам учебного заведения рекомендуется учесть:
— объем учебного времени, отводимый в рабочем учебном плане на изучение общеобразовательных дисциплин на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования, остается постоянным, независимо от срока обучения и специальности;
— перечень общеобразовательных дисциплин определяется в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования с учетом профильного обучения по естественно-математическим и общественно гуманитарным направлениям.
— увеличение объема учебного времени профессиональной подготовки за счет уменьшения количества учебного времени естественнонаучного цикла возможно путем интеграции дисциплин этого цикла с дисциплинами общепрофессионального и специального циклов в следующем порядке: физика с основами электротехники, химия с основами агрохимии, химия с основами общей биологии, экологии природоохранной деятельности, биология с основами экологии.
При изучении естественнонаучных дисциплин необходимо обозначить роль этих предметов в профессиональной деятельности работника по конкретной специальности.
При разработке рабочих учебных планов учебного процесса организаций технического и профессионального образования могут перераспределять учебное время, предусмотренное на изучение общегуманитарных (профессиональный иностранный язык, делопроизводство на государственном языке и др.) и социально – экономические дисциплины (основы права, основа экономики, культура молодого специалиста в отрасли и др.) до логического наполнения содержания общепрофессиональных и профессиональных (специальных) модулей.
Общепрофессиональные модули. От базовых знаний и умений, которые приобретают обучающиеся в процессе освоения общепрофессиональных модулей, зависит их возможность решать профессиональные вопросы с полным осознанием целостности всех технологических процессов, качественно выполнять практические, курсовые и дипломные работы. Объем учебного времени, выделяемого на изучение общепрофессиональных модулей, зависит от сложности специальности и срока обучения.
Профессиональные (специальные) модули составляют основу профессиональной подготовки с учетом возможной специализации.
Изучение профессиональных (специальных) модулей в сочетании с программами производственного обучения и практики обеспечивает основу профессиональной компетентности и конкурентоспособности будущего специалиста на рынка труда.
Содержание специальных модулей (отдельных разделов и тем) совместно с общепрофессиональными модулями составляют основу профессиональной образовательной программы подготовки специалистов.
Дополнительные модули (или дисциплины, определяемые организацией образования) направлены на удовлетворение личностных наклонностей обучающихся в сфере профессиональных интересов и дополнительные требования (работодателя) заказчика подготовки кадров по данной специальности.
Профессиональная практика включает следующие виды учебной работы: ознакомительная, учебная (практика для получения первичных профессиональных навыков), технологическая (по профилю специальности), производственная и преддипломная практика.
Виды, сроки и содержание профессиональной практики определяются рабочими учебными планами и программами в зависимости наличие условии организации видов учебной работы по отработке и закреплению профессиональных навыков в регионе.
Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования предусматривают выделение на профессиональную практику до 40% учебного времени от общего объема учебного времени обязательного обучения (без учета общеобразовательных и социально-экономических дисциплин). Календарные графики организации практики согласовываются с работодателями и вносятся в график учебного процесса.
Организация занятий. В соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования выполнение учебных программ общеобразовательных дисциплин предусмотрено на 1-2 году обучения. В связи с этим освоение отдельных разделов и тем (техническое черчение, культура молодого специалиста, основы право в отрасли, основы прикладной информатики, электротехника, введение в специальность и др.) общепрофессиональных и профессиональных модулей необходимо планировать с первого курса, во втором полугодие предусмотреть организацию ознакомительной учебной практики.
Курсовые проекты (работы) рассматриваются как один из видов учебной работы за курс обучения и выполняются в пределах учебного времени, отводимого на ее изучение. Курсовое проектирование (или его аналоги) может быть запланировано не более трем дисциплинам или модулям на весь период обучения.
Консультации для обучающихся предусматриваются в объеме до 100 часов на каждый учебный год в дни теоретических занятий в зависимости от специальности и срока обучения. Время и форма проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные и т.д.) определяются организациями образования.
Факультативные дисциплины предусматриваются рабочим учебным планом учебного заведения из расчета не более 4 часов в неделю только в дни теоретических занятий и не являются обязательными для изучения (посещения).
Факультативные занятия вводятся в учебный процесс с целью повышения духовно-нравственного и патриотического развития, культурного уровня обучающихся, привитие им навыков организаторской, предпринимательской деятельностей, углубления базовых и профессиональных компетенций по приобретаемой специальности. Перечень факультативных занятий включает:
дисциплины, определенные министерством образования и науки РК;
дисциплины, определённые организацией образования с учетом интересов обучающихся, работодателей.
Контроль. По всем модулям /дисциплинам предусматривается проведение промежуточной аттестации, основными формами которой являются: контрольная работа, зачет, тестирование, экзамен и выполнение практической работы по модулям.
Контрольные работы и зачеты проводятся за счет времени, отведенного на изучение модуля или дисциплины; экзамены — в сроки, отведенные на промежуточную аттестацию.
Промежуточная аттестация по общеобразовательным дисциплинам/модулям предусматривает проведение экзаменов по: языку, литературе, истории Казахстана, математике и выбору организации технического и профессионального образования.
В рабочем учебном плане объем учебного времени на промежуточную аттестацию указывается в неделях, так как он складывается из учебного времени, отведенного на консультацию и экзамены.
При модульно-компетеностном подходе к организации учебного процесса промежуточная аттестация предусматривает организацию оценки уровня профессиональной подготовленности обучающихся с возможностью присвоения им достигнутого уровня квалификации.
По окончании полного курса обучения по профессиональной подготовке планируется сдача экзаменов: по специальным модулям по специализации, квалификационные экзамены.
Итоговая аттестация. Для оценки уровня подготовленности обучающегося, по завершению освоения профессиональной образовательной программы, проводится итоговая аттестация.
В зависимости от специальности и квалификации в рабочем учебном плане указываются возможные формы завершения освоения модульных образовательных программ: сдача итоговых экзаменов по трем профессиональным (специальным) модулям или выполнение и защита дипломной работы со сдачей итогового экзамена по одной из профессиональных модулей.
Учебные заведения технического и профессионального образования при разработке рабочих учебных планов и программ самостоятельно определяет форму итоговой аттестации обучающихся в организаций образования и объем учебного времени на ее проведение (не менее 2-х недель).
Приложение 1
Оформление титульного листа
рабочих учебных программ и планов
В титульном листе указываются: наименование учебного заведения ТиПО, наименование рабочей учебной программы и плана, наименование специальностей ТиПО, перечень возможной квалификации.
В верхней части титульного листа подпись с указанием Ф.И.О. руководителя учебного заведения утвердившего рабочую учебную программу и план, отметка о согласовании с партнерами (их в рабочей учебной программе по одной специальности может быть несколько).
На оборотной стороне титульного листа указываются сведения:
— об авторе (авторах, разработчиках) и рецензентах;
— о целях и основаниях разработки рабочей учебной программы и плана;
— о решениях предметно-цикловой комиссии учебного заведения № протокола и дата заседания ПЦК учебного заведения;
Кроме того, в этот перечень можно включить сведения о решениях учебно-методического объединения по специальности, если данная учебная программа была рассмотрена или других аналогичных учебно-методических, научно-методических советах системы образования занимающихся организацией разработки и консультационной методической помощи разработчикам образовательных программ (НАО «Холдинг «Касипхор», учебно-методические советы областных УМК, ученные совет ВУЗов и др.). Необязательный пункт.
(Форма титульного листа)
(наименование учебного заведения ТиПО)
Согласовано ____________________________ (наименование предприятий работодателей по выбранной специальности) «_______________» 2016 г
|
Утверждаю Руководитель учебного заведения ТиПО ___________________
« » ________________ 2016 г
|
рабочая учебная программа
по специальности ________________________________________________
(код и наименование специальности по Классификатору)
«____________________________________________________________»
2016 г.
(год разработки)
Приложение 2
Примерная структура модульной учебной программы
(вместе тематического плана учебной программы по дисциплинам и ПО ПП)
Код профессиональных квалификации/ компетенций |
Учебные модули (наименование разделов и тем по модулям) |
Модульные единицы (формируемые компетенции) |
Объем учебного времени (час) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
Объем учебного времени, на выполнения учебных модулей разработчики могут определить по таблице:
Код модуля |
Название модулей |
Количество учебного времени |
|||
в часах |
Самостоятельная работа |
||||
Лекции |
Практические занятия |
Контролируемая самостоятельная работа (КСР) |
|||
|
Учебные модули |
2 |
|
|
|
|
Учебные модули |
1 |
|
|
|
|
Учебные модули |
2 |
|
|
|
Содержание модульной учебной программы составляются таким образом, чтобы в каждой теме (разделе) было описаны перечень основных знаний, умений, навыков и компетенции которыми должен владеть обучающиеся после прохождения модуля (прохождения практики).
Например: Содержание профессиональных компетенции по модулям (в виде наименование разделов и тем с указанием формируемых компетенций) по специальности «Строительство и эксплуатация зданий сооружений» со специализацией «Отделочные работы».
Наименование модуля (Код компетенции/ квалификации) (из ГК – Классификатор ТиПО) |
Учебные модули (наименование разделов и тем по модулям) |
Формируемая Компетенция / результаты обучения |
Объем учебного времени (час) |
Штукатур (указать уровень квалификации)
|
Наименование разделов и тем общепрофессиональных и специальных дисциплин |
Знания, Умения, Навыки Быть компетентным: |
|
Наименование разделов и тем производственного обучения и практики |
Знания, Умения, Навыки Быть компетентным: |
|
|
|
|
|
|
Маляр (указать уровень квалификации)
|
Наименование разделов и тем общепрофессиональных и специальных дисциплин |
Знания, Умения, Навыки Быть компетентным: |
|
Наименование разделов и тем производственного обучения и практики |
Знания, Умения, Навыки Быть компетентным: |
|
|
|
|
|
|
Мастер отделочник (с умением выполнять работы плиточника и облицовщика) |
Наименование разделов и тем общепрофессиональных и специальных дисциплин |
Знания, Умения, Навыки Быть компетентным: |
|
Наименование разделов и тем производственного обучения и практики |
Знания, Умения, Навыки Быть компетентным: |
|
|
|
|
|
|
Техник-отделочник (указать уровень квалификации)
|
Наименование разделов и тем общепрофессиональных и специальных дисциплин |
Знания, Умения, Навыки Быть компетентным: |
|
Наименование разделов и тем производственного обучения и практики |
Знания, Умения, Навыки Быть компетентным: |
|
|
|
|
|
|
Младший технолог — строитель (указать уровень квалификации)
|
Наименование разделов и тем общепрофессиональных и специальных дисциплин |
Знания, Умения, Навыки Быть компетентным: |
|
Наименование разделов и тем производственного обучения и практики |
Знания, Умения, Навыки Быть компетентным: |
|
|
|
|
|
Структура и содержание модульной учебной программы производственного обучения и профессиональной практики
Код профессиональных квалификации/ компетенций |
Учебные модули (темы и виды учебно-производственной работы) |
Формируемые навыки работы /компетенции |
Объем учебного времени (час) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
При определении формируемой компетенции по каждому модулю и дисциплине и видов учебной работы необходимо учитывать «Методику разработки типовых учебных планов и образовательных учебных программ, интегрированных образовательных учебных программ по специальностям технического и профессионального образования (Приказ МОН РК от 4.11.2013 г. № 446 (с внесением изменений в данный приказ от 28 сентября 2016 года № 579) в части описания компетенций.
Приложение 3
Примерная форма описания
результатов обучения и критерий оценки по каждой квалификации
На каждую квалификацию и по модулям необходимо определить ожидаемые результаты обучения и разработать критерии оценки.
Квалификация/модуль |
Результат обучения |
Критерии оценки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты обучения – это формулировки, определяющие, что будут знать, уметь или в состоянии делать студенты в результате учебной деятельности. Результатам обучения выступают совокупность формируемых компетенций по модулям обучения с выходом на квалификацию.
Критерии оценки — перечень основных видов учебной деятельности по модулям для принятия решения по оценке результатов обучения на соответствие предъявленным требованиям к компетентности.
Приложение 4
ПЛАН УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА к рабочему учебному плану
по организации подготовки кадров по технологии модульного обучения
(по модульным образовательным программ) по специальности _________________________________________________________________
Квалификации: 1) _____________________, 2) ________________________,
3) ____________________, 4) ________________________
Срок обучения _________ на базе общего среднего образования
Индексы обозначение |
Наименование циклов, дисциплин и возможных модулей (с указанием кода компетенции/квалификации) (из ГКЗ – Классификатор ТиПО)
|
Формы контроля |
Объем учебного времени в часах/кредитах |
|||||||||||
Распределение по семестрам |
Количество контрольных работ |
всего |
Из них |
Распределение по курсам и семестрам |
||||||||||
экзамены |
зачет |
Курсовой проект |
Теоретическое обучение |
Практическое обучения |
1 курс |
2 курс |
3 курс |
|||||||
1с |
2с |
1с |
2с |
1с |
2с |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
ОГСЭД 00 |
Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины или модули |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОГСЭД 01 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОГСЭД 02 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОПМ… |
Общепрофессиональные модули |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПМ…. |
Профессиональные и специальные модули |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СМ…. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПП …. |
Профессиональная практика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПП…. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПА….. |
Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИА …. |
Итоговая аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого на обязательное обучение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* * *
Приложение 5
График учебного процесса
Приложение 6
Сводные данные по бюджету времени
Список
использованных нормативных правовых актов
и Законов Республики Казахстан
Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года №414- V (с изменениями и дополнениями от 06.04.2016 г.)
Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями от 09.04.2016 г.)
Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования (постановления Правительства РК от 13.05.2016 г №292).
Методика разработки типовых учебных планов и образовательных учебных программ, интегрированных образовательных учебных программ по специальностям технического и профессионального образования (Приказ МОН РК от 4.11.2013 г. № 446 (с внесением изменений в данный приказ от 28 сентября 2016 года № 579).
Модульно-компетентностный подход к разработке образовательных программ ТиПО. Борибеков К.К. Астана, 2015 года
Методология по разработке типовых учебных планов и программ по специальностям и дисциплинам ТиПО на основе профессиональных стандартов. Курманалина Ш.Х. Искалиева А.Б. Досанова Т.С. Квитко Е.М. Астана, 2013 года