Модульно – компетентностный подход к разработке образовательных программ ТиПО в Республике Казахстан (модульная учебная программа)

Оглавление

 

Борибеков К.К.

 О новых подходах к разработке образовательных

программ технического и профессионального образования

в Республике Казахстан

 

Модульно – компетентностный подход к разработке образовательных программ ТиПО в Республике Казахстан

(модульная учебная программа)

Последние годы с момента создания нормативно-правовой базы разработки и принятий Национальной системы квалификации (2011 года) а также требованием транснациональных компании работающих в Республике Казахстан при приеме на работу местных специалистов обязательного представление Сертификата о квалификации, то есть, документа, подтверждающего профессиональную компетентность – претендента  на конкретное рабочее места.

Специалисты системы ТиПО под руководством Министерства образования и науки Республики Казахстан активно начали изучать и работать по пересмотру структуру и содержание образовательных программ, порядок проектирование учебных планов и программ от традиционного предметно – циклового подхода с описанием содержание технических и специальных дисциплин и видов учебно-производственной работы к формированию учебных модулей ориентированные на выполнение определенных видов будущей профессиональной деятельности (компетенции).

В результате за 2013-2015 годы с привлечением экспертов таких зарубежных организации как GIZ (Германия), Британского Совета (Великобритания), Pearson Education (Великобритания),  JAMK (Финляндия), LD (Германия), TAFE (Австралия), Nanyang Polytechnic (Сингапур), Университет Sait Polytechnic Южной Альберты (Канада) и РИПО (Беларусь) были разработаны образовательные программы по 45 специальностям на основе модульно-компетеностного подхода.

Изучения зарубежного опыта и совместная работа с зарубежными экспертами по разработке образовательных программ по подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена, показало, что у каждой страны различные подходы к определению структуры и содержание модульных программ.

Обсуждая опыт совместной работы НАО «Холдинга «Кәсіпқор» по созданию новых образовательных программ, Министерством образования и науки РК была принята решение;

— с нового 2016-2017 учебного года начать внедрение в колледжах страны выше названные новые образовательные программы по 45 специальностям ТиПО;

— за 2016-2018 годы актуализировать, то есть пересмотреть все ранее разработанные учебные планы и программы по подготовке специалистов среднего звена и рабочих кадров на основе модульно-компетеностного подхода.

Для чего НАО «Холдингом «Кәсіпқор» в текущем году организованы курсы повышения квалификации ИПР и руководящих работников колледжей ТИПО в которых, предусмотрены внедрение новых образовательных программ. По данной программе повышения квалификации только в этом году будут переобучены более 2600 преподаватели технических и специальных дисциплин и мастера производственного обучения колледжей страны.

Особенности модульно-компетеностного подхода к разработке образовательных программ технического и профессионального образования, по которым начато пересмотр традиционного подхода к проектированию типовых учебных планов и программ для учебных заведений ТиПО.

 

Модульная учебная программа – часть образовательной программы, направленная на освоение знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения определенных видов профессиональной деятельности в рамках одной специальности.

Содержание модульной учебной программы представляется в виде завершенных этапов обучения.

При модульном подходе к разработке образовательных программ на каждый вид профессиональной деятельности  (компетенции) разрабатывается отдельный модуль.

В рабочей учебной программе по специальности определяется перечень и объемы каждого модуля, порядок их изучения, виды учебных занятий и формы контроля в соотношении; теоретические занятия в колледже – 40%, практика на предприятии – 60% (процентное содержание зависит от специальности).

Модульная учебная программа дает возможность освоения выпускниками колледжей нескольких квалификаций и быть более мобильными и востребованными на рынке труда.

В зависимости от поставленных перед разработчиками целей, задач и ожидаемых результатов обучения модульные образовательные программы по структуре и содержанию могут отличаться друг от друга.

В некоторых странах методисты используют модульный подход для организации планирования работы преподавателя общетехнических и специальных дисциплин. Учебные программы отдельных специальных предметов формируются по содержанию тематики и разделов в отдельные модули для обеспечения завершенности обучения отдельных видов функциональной деятельности (компетенции). Совокупность таких модулей может дать отдельно взятую квалификацию. Такой подход рассматривается как модульная технология преподавания отдельных  дисциплины и видов учебной работы. Например, модульные программы, используемые в колледжах Германии, Великобритании, в большинстве случаев разрабатываются на каждую компетенцию (вид действий, выполняемый в рамках одной квалификации), необходимую для получения квалификации. В таком подходе завершение обучения по отдельно взятым модулям не дает возможности выхода на рынок труда.

 

В Сингапуре, Австралии, Канаде, Норвегии, Финляндии и ряде других стран структура и описание содержания модульных программ предусматривают необходимость разработки их на каждую квалификацию. На каждую квалификацию по модулям описываются ожидаемые результаты обучения и критерии оценки.

Результаты обучения это формулировки, определяющие, что будут знать, уметь или в состоянии выполнять студенты в результате учебной деятельности. Результатом обучения выступают совокупность формируемых компетенций по модулям обучения с выходом на квалификацию.

Критерии оценки перечень основных видов учебной деятельности по модулям для принятия решения по оценке результатов обучения на соответствие предъявленным требованиям к компетентности.

В этих странах содержания модульной учебной программы представляется  в виде завершенных этапов обучения и направлены на освоение знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения отдельных видов профессиональной деятельности (квалификации) в рамках одной специальности с возможностью сертификации квалификации и выхода на рынок труда.

Согласно, Трудовому кодексу Республики Казахстан, только наличие документа об образовании и квалификации (специальных знаний и профессиональной подготовки) гарантирует конкурентоспособность и возможность выхода человека на рынок труда.

Именно поэтому внедрение модульно-компетентностного подхода к разработке образовательных программ в Казахстане является более востребованным и перспективным.

Чтобы, было более понятным для инженерно-педагогических работников колледжей и разработчикам рабочих учебных планов и программ приведу несколько примеров:

Отрасль: «Строительство»

Профессиональный стандарт НСК РК по специальности: «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»  с учетом специальных видов строительных работ предусматривает выполнение минимум пяти видов профессиональной деятельности, (со специализацией отделочные работы получения 5 квалификации) или специальных модулей в рамках данной специальности. То есть работать в качестве:

  • штукатура
  • маляра
  • мастера отделочника (с умением выполнять работы плиточника и облицовщика)
  • техника-отделочника
  • младшего технолога строителя 5 уровня НРК

Структура и содержание образовательных учебных программ и планов определяются в соответствии с требованиями профессиональных стандартов или квалификационных требований и пожеланиями заказчика-работодателя.

При разработке рабочих образовательных программ и учебных планов, исходя из требований конкретного работодателя-заказчика и срока обучения по данной специальности, можно предусмотреть еще три дополнительных модуля общего профессионального характера деятельности: (Охрана труда и безопасной организации работы», «Оборудование, механизмы и инструменты, используемые в отделочных работах», «Сырье и материалы, используемые в отделочных работах»). Тогда образовательная программа по данной специальности будет состоять минимум из 8 модулей (на усмотрение разработчика).

После завершения обучения всех модулей учебной программы предусматривается возможность сдачи экзамена (тестов) в центрах сертификации квалификации, получить сертификат и выйти на рынок труда. И эти положения также должны быть учтены при разработке раздела «Контрольные измерительные материалы», то есть тестовых заданий по оценке и сертификации квалификации.

Отдельные специальные модули можно использовать для организации краткосрочной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, так как модули автономные и представляют собой завершенные курсы профессионального обучения с достижением определенных результатов (компетенций).

Отрасль: «Сфера обслуживания»

Профессиональный стандарт НСК РК по специальности: «Организация питания» предусматривает выполнения следующих четырех видов профессиональной деятельности (компетенций) в рамках этой специальности (Повар, Кондитер, Официант и Бармен).

На каждый вид профессиональной деятельности (компетенции) разрабатывается отдельные модули. Они имеет завершенный этап обучения.

Образовательная программа по специальности «Организация питания» в данном случае должна включать минимум четыре специальных, содержательно ориентированных на квалификацию модуля профессионального обучения.

При модульно-компетентностном подходе к разработке образовательных программ по данной специальности, исходя из требований профессиональных стандартов (к компетенции специалиста), содержания и срока обучения, можно предусмотреть еще три дополнительных модуля: («Оборудование и механизмы для организации общественного питания», «Сырье и материалы для организации общественного питания», «Охрана труда и техника безопасной организации работы»).

Таким образом, при разработке рабочей учебной программы и плана по специальности «Организация питания» можно будет предусмотреть минимум 8 модулей профессионального обучения.

После освоения всех модулей данной образовательной программы у студента: — будут возможность получения минимум четырех квалификаций;

      — повысится возможность трудоустройства в сфере обслуживания по специальности «Организация питания».

Отрасль: «Машиностроение»

Профессиональный стандарт, разработанный и утвержденный в рамках внедрение Национальной Системы Квалификации Республике Казахстан  (далее — НСК РК) по специальности: «Эксплуатация машин и оборудования промышленности».

Предусматривает выполнение минимум трех видов профессиональной деятельности (компетенции) в рамках данной специальности. То есть работать в качестве:

  • Слесаря механосборочных работ
  • Слесаря ремонтника машин и оборудования
  • Техника – механика

Для организации подготовки кадров по этой специальности на основе профессионального стандарта/квалификационных требований разрабатываются образовательные учебные программы и планы.

Образовательная программа по специальности «Эксплуатация машин и оборудования промышленности» должна включать минимум три содержательно-ориентированных на квалификацию специальных модуля профессионального обучения.

Исходя из требований (к компетенции специалиста) профессионального стандарта/квалификационных требований по специальности «Эксплуатация машин и оборудования промышленности» и в зависимости срока обучения можно предусмотреть еще четыре модуля общих для всех видов профессиональной деятельности (компетенции) по указанным квалификациям: («Материаловедение», «Слесарное дело», «Промышленные оборудование и механизмы», «Охрана труда и техника безопасной организации работы»). Тогда образовательная программа по данной специальности будет состоять минимум из 7 модулей.

После завершения обучения по всем модулям учебной программы предусматривается возможность сдачи экзамена в центрах сертификации квалификации. Получение сертификата в центрах сертификации дает возможность выйти на рынок труда.

 

Таким образом, новые образовательные программы, разработанные на основе модульно-компетентностного подхода позволяют:

  • сохранить фундаментальность существующих образовательных программ (общегуманитарные, социально-экономические и общепрофессиональные дисциплины);
  • реформировать блок специальных дисциплин в учебные модули для формирования профессиональных компетенций, указанных в профессиональных стандартах;
  • интегрировать модульные программы для обучения студентов в колледжах по родственным квалификациям;
  • отдельные модули можно использовать для курсовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • предусматривать в модулях практическую подготовку для использования технологии дуального обучения.

Приложение

 

Примерные формы оформление структуры и описание содержание модульных программ

 

   Специальность  ___________________________    Квалификации:

1)__________________, 2) __________________, 3)__________________,

4) _____________________________, 5) ___________________________.

  • Структура описание содержание профессиональных компетенции по модулями на примере специальности «Строительство и эксплуатация зданий сооружений» со специализацией отделочные работы.
Наименование модулей с указанием квалификации

/компетенции

(Коды из Классификатора ТиПО)

Наименование разделов

и тем  по учебным модулям (общепрофессиональных и специальных дисциплин, производственного обучения и профессиональной практики)

Формируемая

компетенция/ результаты обучения (модульные  единицы)

(Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным)

Объем учебного времени

в часах/ кредитах

Штукатур

(указать уровень квалификации)

Наименование разделов и тем  общепрофессиональных и специальных дисциплин Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

Наименование разделов и тем  производственного обучения Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

Наименование разделов и тем  профессиональной практики Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

Маляр

(указать уровень квалификации)

Наименование разделов и тем  общепрофессиональных и специальных дисциплин Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

Наименование разделов и тем  производственного обучения Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

Наименование разделов и тем  профессиональной практики Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

Мастер отделочник (с умением выполнять плиточника и облицовщика) Наименование разделов и тем  общепрофессиональных и специальных дисциплин Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

Наименование разделов и тем  производственного обучения Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

Наименование разделов и тем    профессиональной практики Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

Техник-отделочник (указать уровень квалификации) Наименование разделов и тем  общепрофессиональных и специальных дисциплин Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

Наименование разделов и тем  производственного обучения Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

Наименование разделов и тем  профессиональной практики Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

Младший технолог — строитель (указать уровень квалификации) Наименование разделов и тем  общепрофессиональных и специальных дисциплин Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

Наименование разделов и тем  производственного обучения Знания, Умения, Навыки Быть компетентным:
Наименование разделов и тем    профессиональной практики Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

На каждую квалификацию и по модулям необходимо определить ожидаемые результаты обучения и разработать критерии оценки.

Квалификация/модуль Результат обучения Критерии оценки
  • Структура и содержание модульной учебной программы производственного обучения и профессиональной практики
Код профессиональных квалификации/ компетенций Учебные модули (темы и виды учебно-производственной работы) Формируемые навыки работы/результаты обучения/компетенции Объем учебного времени

в часах

/кредитах

Итого

По структуре и содержанию учебной программы.

В разделе «Содержание модульной учебной программы дисциплины/производственного обучения и практики» необходимо описать критерии оценки обучения. 

При определении формируемой компетенции по каждому модулю и дисциплине необходимо учитывать «Методику разработки типовых учебных планов и образовательных учебных программ, интегрированных образовательных учебных программ по специальностям технического и профессионального образования (Приказ МОН РК №446 от 3 ноября 2013 года)» в части описания компетенций.

Примечание: Перед типовым учебным планом необходимо в пояснительной записке (предисловие)  отразить  возможность приложение типового учебного плана (традиционной предметно-цикловой форме) в целях более детального понимания разработчиками рабочих учебных программ использования модульно — компетентностного подхода а также организаторам (менеджерам), занимающихся вопросами тарификации и распределения учебной нагрузки между ИПР в конкретном учебном заведении.

Предложенная форма типового учебного плана  разработано на основе моделей учебных планов указанных в ГОСО РК «Общие положение» по ТиПО.

Образец оформление структуры и содержание типового учебного плана для внедрения технологии модульного обучения (приложение 2).

Приложение 2

учебный план

по организации  подготовки кадров по технологии модульного обучения

(по модульным образовательным программ) по специальности  _________________________________________________________________

Квалификации: 1) _____________________,  2) ________________________,

                           3) ____________________,  4) ________________________

Срок обучения     _________              на базе общего среднего образования

Индексы

обозначение

Наименование

циклов, дисциплин и возможных модулей

(с указанием кода компетенции/квалификации)

(из ГКЗ – Классификатор ТиПО)

 

 

Формы контроля Объем учебного времени в часах/кредитах
Распределение по семестрам Количество контрольных работ всего Из них Распределение по курсам и семестрам
экзамены зачет Курсовой проект Теоретическое обучение Практическое обучения 1 курс 2 курс 3 курс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
ОГСЭД 00 Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины
ОГСЭД 01
ОГСЭД 02
ОПМ… Общепрофессиональные модули
ПМ…. Профессиональные и специальные модули
СМ….
ПП …. Профессиональная практика
ПП….
ПА….. Промежуточная аттестация
ИА …. Итоговая аттестация
Итого на обязательное обучение
Всего

*    *    *

 

Оставьте заявку и получите консультацию