ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ КУМАША НУРГАЛИЕВА

Методические рекомендации ТУПр и Пл ТПО по МП с ККБ КШК

Оглавление

НЕКОМЕРЧЕСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ХОЛДИНГ «КӘСІПҚОР»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

по оформлению и разработке рабочих учебных программ и учебных планов на основе модульно-компетентностного подхода по специальностям технического и профессионального образования

АСТАНА 2016

Разработчики: Борибеков К.К., Сабирова Р.Б.

 

 

Цель рекомендаций – помочь педагогическим, научно – методическим и практическим работникам, занимающимся разработкой рабочих учебных планов и программ на основе модульно-компетентного подхода в рамках требований государственных общеобязательных стандартов технического и профессионального, послесреднего образования

Рекомендации сопровождаются приложениями, которые расширят возможности разработчиков в структурном оформлении и технологии составления рабочих учебных программ и планов на основе модульно-компетентного подхода по специальностям технического и профессионального, послесреднего образования

Методические рекомендации предназначены руководителям, методистам организации образования, для использования при разработке и составлении и рабочих учебных программ и планов организаций технического и профессионального образования.

 

Методические рекомендации решением Научно-методического совета Некоммерческого акционерного общества «Холдинг Кәсіпқор» от 5 июля 2016 г. за № 2, одобрены для использования учебными заведениями при разработке рабочих учебных планов и программ на основе модульно-компетентностного подхода по специальностям технического и профессионального образования, послесреднего образования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке рабочих учебных программ и планов по специальностям технического и профессионального образования.

 

Введение

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» разработка и утверждение рабочих учебных планов и рабочих учебных программ относятся к компетенции организации образования (подпункт 2) пункта 3 статьи 43 Закона РК «Об образовании»).

Учебная программа — документ, определяющий по каждой учебной дисциплине содержание и объем знаний, умений, навыков и компетенций, подлежащих освоению (пункт 45) статьи 1 Закона РК «Об образовании».

Содержание профессионального обучения по специальностям определяется образовательными программами, которые разрабатываются в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования в виде типовых и рабочих учебных программ по дисциплинам и различным видам учебной деятельности или модулей.

Рабочая учебная программа предназначена для реализации требований к содержанию и уровню подготовки обучающихся по конкретной учебной дисциплине/модулям или профессиональной практике.

Рабочие учебные программы по дисциплинам и видам учебной деятельности или учебные программы по модулям ориентированным на компетенцию (квалификацию) разрабатывается в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта технического и профессионального, послесреднего образования и структурой модели учебных планов и требований к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям по уровням квалификаций, установленным профессиональными стандартами.

Рабочие учебные программы является основными планирующими документами по организации учебных занятий преподавателей с обучающимися.

Изучение зарубежного опыта и сравнительный анализ структуры и содержания учебных программ и планов по организации профессионального обучения, используемых в ряде зарубежных стран показало:

  • современные учебные программы и планы ориентированы на приобретение нескольких компетенций в рамках учебного плана и образовательной программы по одной специальности;
  • порядок проектирования учебных программ и планов по структуре и содержанию отличаются от традиционного предметно – циклового подхода с описанием содержания технических и специальных дисциплин и видов учебно-производственной работы;
  • дисциплины общепрофессиональной и профессиональной подготовки объединены в несколько модулей, ориентированных на конкретные квалификационные компетенции;
  • проектирование образовательных программ требует формирования учебных модулей, ориентированных на выполнение определенных видов квалификационных компетенции будущей профессиональной деятельности.

Согласно, Трудовому кодексу Республики Казахстан (подпункт 3) пункта 1 статьи 32 Трудового кодекса РК), при заключении трудового договора претендент обязан представить работодателю документ об образовании, квалификации, наличие специальных знаний или профессиональной подготовки на работу, требующую соответствующих знаний, умений и навыков.

Документ о квалификации, наличии специальных знаний или профессиональной подготовки это удостоверение, свидетельство или сертификат, подтверждающий профессиональную компетентность – претендента на конкретное рабочее место.

Поэтому использование модульно-компетентностного подхода при разработке образовательных программ и внедрение модульного обучения в настоящее время является актуальной задачей системы технического и профессионального, послесреднего образования.

В настоящих рекомендациях используются следующие ключевые определения:

модульная учебная программа – часть образовательной программы, направленная на освоение знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения определенных видов профессиональной деятельности в рамках одной специальности;

рабочая учебная программа – документ, разрабатываемый организацией технического и профессионального образования для конкретной дисциплины, практик, иных видов учебной деятельности (модулей) рабочего учебного плана на основе типовой учебной программы;

модуль — независимый, самодостаточный и полный раздел образовательной программы или период обучения;

модульная единица – это логически приемлемое разделение труда в определённой профессии, имеющее чёткое начало и конец труда, который может быть разделён, далее результатом этого будет продукт, услуга или часть работы (рабочая операция) – определение МОТ (международная организация труда);

модульная учебная единица – совокупность разделов (тем) содержания обучения в рамках одного учебного модуля (дисциплины), обеспечивающая знания и выполнение конкретных навыков будущей квалификации;

специальность — вид трудовой деятельности (функции) соответствующий требованием определенных уровней квалификации в рамках одной профессии;

квалификация – уровень подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной специальности;

результаты обучения – это формулировки, определяющие, что будут знать, уметь или в состоянии выполнять студенты в результате учебной деятельности. Результатом обучения выступают совокупность формируемых компетенций по модулям обучения с выходом на квалификацию.

критерии оценки – перечень основных видов учебной деятельности по модулям для принятия решения по оценке результатов обучения на соответствие предъявленным требованиям к компетентности.

учебный план — документ регламентирующий перечень, последовательность, объем (трудоемкость) учебных дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности обучающихся соответствующего уровня образования и формы контроля;

рабочий учебный план – документ, разрабатываемый организацией технического и профессионального образования на основе типового учебного плана, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин различные виды учебной работы (модулей), последовательность, интенсивность и основные формы организации обучения, контроля знаний и умений обучающихся, утверждаемый руководителем организации образования.

Выбор структуры и порядок формирования содержания рабочих учебных программ по общепрофессиональным, профессиональным (специальным) модулям или общепрофессиональным, специальным дисциплинам и по всем видам учебной работы осуществляется учебным заведением самостоятельно.

Учитывая сложность процесса проектирования структуры и формирование содержания рабочих учебных программ по модулям при модульно-компететностном подходе, в целях оказания практической методологической помощи руководителям и инженерно-педагогическим работникам организации ТиПО разработаны настоящие методические рекомендации.

 

Общие положения

Определение структуры и практико-ориентированного содержания образовательных программ по специальностям является достаточно сложной творческой задачей для разработчиков рабочих учебных программ по специальностям технического и профессионального образования. Разработчикам при модульно-компетентностном подходе необходимо обеспечить интеграцию образовательных программ учебных дисциплин, практик, иных видов учебной деятельности по смежным квалификациям в рамках одной специальности.

Модульно-компетентностный подход ставит задачу определения оптимального соотношения между теоретическим обучением и практической трудовой деятельностью, между требованиями работодателей и учебной программой профессиональной подготовки.

При модульном подходе к разработке рабочих учебных программ и планов на каждый вид профессиональной деятельности (компетенции) разрабатывается отдельный модуль.

Компетентностный подход предусматривает формирование базовых и профессиональных компетенций, в том числе внедрение модульной технологии обучения.

Содержания модульных образовательных программ должно обеспечить освоение базовых и профессиональных компетенции предусмотренного уровня квалификации по специальностям.

Структура и проектирование содержания модульной учебной программы

Структура и проектирование содержания модульной учебной программы существенно отличается от традиционного подхода к определению структуры и описания содержания рабочей учебной программы по дисциплинам и видов учебной деятельности.

Структура, оформление и описание содержания модульной учебной программы ориентированы на освоение компетенции по определенным уровням квалификации.

В целях структурирования и систематизации работы разработчиков рабочих учебных программ предлагается следующая структура оформления модульной учебной программы:

  • Титульный лист

В титульном листе указывается:

— номер и дата регистрации;

— наименование модульной учебной программы;

— наименование специальности ТиПО;

— год разработки.

Форма титульного листа прилагается. Приложение 1.

            Оборотная сторона титульного листа содержит сведения об авторе (авторах) и рецензентах. О решениях предметно-цикловой комиссии учебного заведения, № протокола и дата заседания предметно-цикловой комиссии учебного заведения.

  • Пояснительная записка к рабочим учебным программам

В пояснительной записке к рабочим учебным программам рекомендуется подробно описать:

  • обоснование разработки рабочей образовательной программы (учебной программы и плана) / по выбранной специальности с указанием использованных основных правовых нормативных документов и рекомендации, действующих образовательных стандартов, программ типовых и других учебных планов;
  • принципиальные отличия вновь разработанных рабочих учебных программ и планов от действующих типовых учебных программ и планов по данной специальности;
  • цели разработки и ожидаемые результаты от внедрения разрабатываемой рабочей образовательной программы;
  • общие характеристики и особенности рабочего учебного плана с указанием объемов учебного времени, возможных периодов обучения, содержание отдельных общеобразовательных дисциплин, модулей и т.д.
  • назначение общепрофессиональных и профессиональных модулей, дисциплины и различных видов учебной работы, ее роль, в подготовке специалистов, связь с другими модулями (дисциплинами и видами практики) образовательной программы специальности, а также краткие методические указания по ее изучению (реализации).
  • Структура и описание содержания модульных программ предусматривают наименование и перечень основных модулей в рамках одной специальности и разработку модульных программ на каждую квалификацию.

Примерная структура модульной учебной программы прилагается. Приложение 2.

Содержание модульной учебной программы представляется в виде завершенных этапов обучения и направлены на освоение знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения отдельных видов профессиональной деятельности (квалификации) в рамках одной специальности с возможностью сертификации квалификации и выхода на рынок труда.

В модульно-компетентностном подходе к разработке рабочих учебных программ ключевой (первоначальной) задачей является определение разработчиками:

3.1) Наименования и перечня основных модулей с указанием возможной квалификаций/компетенции в рамках выбранной специальности 

Возможное наименование и количество специальных профессиональных модулей определяется в соответствии с НРК и видов профессиональной деятельности (компетенции) предусмотренных профессиональными стандартами по выбранной специальности. Исходя из требований (к компетенции специалиста) профессионального стандарта/квалификационных требований по специальности, а также в зависимости срока обучения разработчиками определяются общепрофессиональные модули общих для всех видов профессиональной деятельности (компетенции) по определенным квалификациям: («Материаловедение», «Охрана труда и техника безопасной организации работы» и т. д.). Суммарное количество общепрофессиональных и специальных модулей определят минимальное количество основных модульных учебных программ по выбранной специальности.

При определении наименования основных специальных модулей рекомендуется руководствоваться также действующими Классификатором специальностей технического и профессионального образования, профессиональными стандартами, где указаны все виды и уровни возможных квалификации в рамках одной специальности.

Определение перечня и наименование основных профессиональных модулей по отдельным специальностям также возможно через описание последовательности полного цикла производственных действий в рамках одной специальности.

3.2) Наименование разделов и тем по учебным модулям

Для определения содержания модульной учебной программы необходимо определить тематический план, в котором указывается наименование разделов и тем по учебным модулям. Структура тематического учебного плана учебных модулей включает отдельные разделы и темы общепрофессиональных и специальных дисциплин, производственного обучения и профессиональной практики для освоения необходимых знаний, умений, навыков и необходимых компетенции установленного уровня квалификации. Поэтому в модульных учебных программах отсутствует тематика общего характера, все темы ориентированы на приобретение определенного уровня компетенции. В рабочей модульной учебной программе определяется рекомендуемый перечень лабораторных работ, производственного обучения и практических занятий по каждому модулю отдельно. Смотрите приложение 2.

Описание содержание учебных модулей преподаватели для себя могут оформить в виде следующей таблицы №5

 

 

т№п/п

Базовое содержание учебного модуля

Требования к уровню усвоения содержания учебного модуля

Содержание

Ресурсы

Теоретического

обучения

Практического

обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Базовое содержание учебного модуля включает отбор, анализ и организацию содержания путем определения конкретных дидактических единиц (разделов, тем) и установления логической последовательности их изучения.

Требования к уровню усвоения содержания учебного модуля (теоретических и практических занятий).

Ресурсы – это материально-техническое и методическое обеспечение реализации содержания программы, центральный фактор успешности освоения компетенций, без которого реализация модульных программ, основанных на компетенциях, невозможна.

3.3)  Формируемая компетенция/ результаты обучения

В данном разделе описываются требования к уровню знаний, умений, навыков, формируемым компетенциям в виде модульных единиц по каждым учебным модулям.

На каждую квалификацию и по модулям необходимо определить ожидаемые результаты обучения. 

Результаты обучения – это формулировки, определяющие, что будут знать, уметь, иметь навыки или в состоянии делать студенты в результате учебной деятельности. Результатам обучения выступают совокупность формируемых компетенций по модулям обучения с выходом на квалификацию.

3.4)  Критерии оценки

В данном разделе описывается перечень основных видов учебной деятельности по модулям для принятия решения по оценке результатов обучения на соответствие предъявленным требованиям по уровням квалификации (компетенции).

Примерная форма описания результатов обучения и критерий оценки по каждой квалификации прилагается. Приложение 3

 3.5) Объем учебного времени в часах

Объем учебного времени, выделяемый на учебные модули определяется исходя от суммарного учебного времени, необходимого для освоения модульных единиц.

При разработке рабочей учебной программы по реализации образовательной программы организации технического и профессионального образования имеют право:

— изменять до 30 % объема учебного времени, отводимого на освоение учебного материала для циклов, и до 30 % по каждой дисциплине (модулю) и до 50 % производственного обучения и профессиональной практики с сохранением общего объема учебного времени, выделенного на обязательное обучение;

— в соответствии с потребностями работодателей изменять содержание учебных программ до 30 % по общеобразовательным дисциплинам и до 50 % по специальным и общепрофессиональным дисциплинам, производственному обучению и профессиональной практике или модулям. Вводить дополнительные модули или дисциплины в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин по требованию работодателей с сохранением общего объема учебного времени на обязательное обучение.

3.6) Составление тематики письменных квалификационных (дипломных) работ

Разработка тематики письменных квалификационных (дипломных) работ осуществляется с учетом соблюдение следующих требований:

— тематика письменных квалификационных (дипломных) работ должны учитывать ожидаемые результаты в виде получаемого уровня квалификации выпускниками по итогам освоения в полном объеме образовательной программы и учебного плана по выбранной специальности.

— структура и содержание дипломных работ должны отражать последовательность выполнения производственного процесса в соответствии с ожидаемыми результатами, обучения с выходом на предусмотренные уровни квалификации по специальности указанные в рабочих учебных программах.

Тематика письменных квалификационных работ разрабатывается преподавателями профессиональных модулей/дисциплин и рассматривается на заседаниях предметно-цикловых комиссии.

3.7)  Контрольные задания

Контрольные задания разрабатываются с целью оценки и определение уровня усвоения обучающимися содержания программного материала по каждому модулю и дисциплине. В рабочей учебной программе предлагается указать, когда, кем и в какой форме проводятся контроль успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования (см. пункт 7 статьи 28 Закона РК «Об образовании»).

 

3.8)  Перечень литературы и средства обучения

В разделе «Литература и средства обучения» указываются:

основная и дополнительная учебная литература;

учебные и справочные пособия;

учебно-методическая литература;

перечень рекомендуемых средств обучения.

 

  1. Проектирование рабочего учебного плана

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» рабочие учебные программы и планы являются основой организации учебно-воспитательного процесса в организациях образования ТиПО.

Рабочие учебные планы регламентируют перечень, последовательность, объемы изучения учебных модулей или учебных дисциплин, практик, иных видов учебной деятельности обучающихся соответствующего уровня образования и формы контроля;

Рабочие учебные планы раскрывают структурные содержание общеобразовательной и профессиональной подготовки, объем учебного времени учебным модулям /по циклам, курсам, дисциплинам и различным видам учебной работы/, определяют и регламентируют сроки обучения.

При разработке рабочих учебных планов необходимо учитывать базу реализации профессиональных образовательных программ с учетом соответствующих сроков обучения.

В верхней части указывается наименование учебного заведения ТиПО, наименование рабочего учебного плана, наименование специальностей ТиПО и год разработки, Ф.И.О. руководителя учебного заведения утвердившего данный учебный план и отметка о согласовании с партнерами с подписями закрепленный печатью. Ниже размещаются:

— график учебного процесса;

— сводные данные по бюджету времени;

— план учебного процесса;

— пояснительная записка к учебному плану.

4.1) График учебного процесса

Планирование учебно-воспитательной работы в организациях образования реализующих образовательные программы технического и профессионального образования, осуществляется на основе утвержденного графика учебного процесса на весь срок обучения. График учебного процесса составляется по годом и семестрам обучения с указанием периодов теоретических и практических занятий  сроков проведения промежуточных и итоговых аттестаций, а также каникул.

При разработке графика учебного процесса необходимо учесть:

Учебный год в учебных заведениях технического и профессионального образования традиционно начинается 1 сентября текущего календарного года и завершается не позже 1 июля следующего календарного года и составляет 52 недели. Учебное время в одном учебном году составляет не более 40 недель без учета времени на каникулы не менее 11 недель и праздничные дни – 1 неделя.

Форма оформление Графика учебного процесса организаций технического и профессионального, послесреднего образования прилагается. Приложение 5.

4.2) Сводные данные по бюджету времени

Расчеты по определению сводных данных по бюджету времени проводятся с учетом продолжительности учебного года, который составляет не более 40 недель и при очной форме обучения определяется из расчета обязательной учебной нагрузки 36 часов в неделю.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося не должен превышать 54 часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, и он определяется на основе расчетов по каждой специальности отдельно.

Расчеты по сводным данным по бюджету времени оформляется в виде таблицы. Приложение 6.

4.3) Оформление плана учебного процесса

Предложенная форма рабочего плана  учебного процесса разработана на основе моделей учебных планов указанных в ГОСО Республики Казахстан  «Общие положение» по техническому и профессиональному образованию.

В плане рабочего учебного плана регламентируются структурное содержание (перечень) учебных программ, форму контроля, объем учебного времени по модулям с указанием семестров обучения.

В планах учебного процесса для каждого структурного элемента (общеобразовательные, общие гуманитарные, социально-экономические, общепрофессиональные, специальные дисциплины /модули, дисциплины по выбору и факультативные занятия) в зависимости от срока обучения указываются объемы учебного времени (в часах).

Образец оформление плана учебного процесса рабочему учебному плану прилагается. Приложение 4.

4.4) Пояснительная записка к рабочему учебному плану и отдельным общеобразовательным программам

При составлении пояснительной записки к рабочим учебным планам учебного заведения рекомендуется учесть:

— объем учебного времени, отводимый в рабочем учебном плане на изучение  общеобразовательных дисциплин на базе основного общего образования с получением

среднего общего образования, остается постоянным, независимо от срока обучения и специальности;

— перечень общеобразовательных дисциплин определяется в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования с учетом профильного обучения по естественно-математическим и общественно гуманитарным направлениям.

— увеличение объема учебного времени профессиональной подготовки за счет уменьшения количества учебного времени  естественнонаучного цикла возможно путем интеграции дисциплин этого цикла с дисциплинами общепрофессионального и специального циклов в следующем порядке: физика с основами электротехники, химия с основами агрохимии, химия с основами общей биологии, экологии природоохранной деятельности, биология с основами экологии.

При изучении естественнонаучных дисциплин необходимо обозначить роль этих предметов в профессиональной деятельности работника по конкретной специальности.

При разработке рабочих учебных планов учебного процесса организаций технического и профессионального образования могут перераспределять учебное время, предусмотренное на изучение общегуманитарных (профессиональный иностранный язык, делопроизводство на государственном языке и др.) и социально – экономические дисциплины (основы права, основа экономики, культура молодого специалиста в отрасли и др.) до логического наполнения содержания общепрофессиональных и профессиональных (специальных) модулей.

Общепрофессиональные модули. От базовых знаний и умений, которые приобретают обучающиеся в процессе освоения общепрофессиональных модулей, зависит их возможность решать профессиональные вопросы с полным осознанием целостности всех технологических процессов, качественно выполнять практические, курсовые и дипломные работы. Объем учебного времени, выделяемого на изучение общепрофессиональных модулей, зависит от сложности специальности и срока обучения.

Профессиональные (специальные) модули составляют основу профессиональной подготовки с учетом возможной специализации.

Изучение профессиональных (специальных) модулей в сочетании с программами производственного обучения и практики обеспечивает основу профессиональной компетентности и конкурентоспособности будущего специалиста на рынка труда.

Содержание специальных модулей (отдельных разделов и тем) совместно с общепрофессиональными модулями составляют основу профессиональной образовательной программы   подготовки специалистов.

Дополнительные модули (или дисциплины, определяемые организацией образования) направлены на удовлетворение личностных наклонностей обучающихся в сфере профессиональных интересов и дополнительные требования (работодателя) заказчика подготовки кадров по данной специальности.

Профессиональная практика включает следующие виды учебной работы: ознакомительная, учебная (практика для получения первичных профессиональных навыков), технологическая (по профилю специальности),  производственная и преддипломная практика.

Виды, сроки и содержание профессиональной практики определяются рабочими учебными планами и программами в зависимости наличие условии организации видов учебной работы по отработке и закреплению профессиональных навыков в регионе.

Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования предусматривают выделение на профессиональную практику до 40% учебного времени от общего объема учебного времени обязательного обучения (без учета общеобразовательных и социально-экономических дисциплин). Календарные графики организации практики  согласовываются с  работодателями и вносятся в график учебного процесса.

Организация занятий. В соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования выполнение учебных программ общеобразовательных дисциплин предусмотрено на 1-2 году обучения. В связи с этим освоение отдельных разделов и тем (техническое черчение, культура молодого специалиста, основы право в отрасли, основы прикладной информатики, электротехника, введение в специальность и др.) общепрофессиональных и профессиональных модулей необходимо планировать с первого курса, во втором полугодие предусмотреть организацию ознакомительной учебной практики.  

Курсовые проекты (работы) рассматриваются как один из видов учебной работы за курс обучения и выполняются в пределах учебного времени, отводимого на ее изучение. Курсовое проектирование (или его аналоги) может быть запланировано не более трем дисциплинам или модулям  на весь период обучения.

Консультации для обучающихся предусматриваются в объеме до 100 часов на каждый учебный год в дни теоретических занятий в зависимости от специальности и срока обучения. Время и форма проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные и т.д.) определяются организациями образования.

Факультативные дисциплины предусматриваются рабочим учебным планом учебного заведения  из расчета не более 4 часов в неделю только в дни теоретических занятий и не являются обязательными для изучения (посещения).

Факультативные занятия вводятся в учебный процесс с целью повышения духовно-нравственного и патриотического развития, культурного уровня обучающихся, привитие им навыков организаторской, предпринимательской деятельностей, углубления базовых и профессиональных компетенций по приобретаемой специальности. Перечень факультативных занятий включает:

дисциплины, определенные министерством образования и науки РК;

дисциплины, определённые организацией образования с учетом интересов обучающихся, работодателей.

Контроль. По всем модулям /дисциплинам предусматривается проведение промежуточной аттестации, основными формами которой являются: контрольная работа, зачет, тестирование, экзамен и выполнение практической работы по модулям.

Контрольные работы и зачеты проводятся за счет времени, отведенного на изучение модуля или дисциплины; экзамены — в сроки, отведенные на промежуточную аттестацию.

Промежуточная аттестация по общеобразовательным дисциплинам/модулям предусматривает проведение экзаменов по: языку, литературе, истории Казахстана, математике и выбору организации технического и профессионального образования.

В рабочем учебном плане объем учебного времени на промежуточную аттестацию указывается в неделях, так как он складывается из учебного времени, отведенного на консультацию и экзамены.

При модульно-компетеностном подходе к организации учебного процесса промежуточная аттестация предусматривает организацию оценки уровня профессиональной подготовленности обучающихся с возможностью присвоения им достигнутого уровня квалификации.

По окончании полного курса обучения по профессиональной подготовке планируется сдача экзаменов: по специальным модулям по специализации, квалификационные экзамены.

Итоговая аттестация. Для оценки уровня подготовленности обучающегося, по завершению освоения профессиональной образовательной программы, проводится итоговая аттестация.

В зависимости от специальности и квалификации в рабочем учебном плане указываются  возможные формы завершения освоения модульных  образовательных программ: сдача итоговых экзаменов по трем профессиональным (специальным) модулям или выполнение и защита дипломной работы со сдачей итогового экзамена по одной из профессиональных модулей.

Учебные заведения технического и профессионального образования при разработке рабочих учебных планов и программ самостоятельно определяет форму итоговой аттестации обучающихся в организаций образования и объем учебного времени на ее проведение (не менее 2-х недель).

 

Приложение 1

Оформление титульного листа

рабочих  учебных программ и  планов

В титульном листе указываются: наименование учебного заведения ТиПО, наименование рабочей учебной программы и плана, наименование специальностей ТиПО, перечень возможной квалификации.

В верхней части титульного листа подпись с указанием Ф.И.О. руководителя учебного заведения утвердившего рабочую учебную программу и план, отметка о согласовании с партнерами (их в рабочей учебной программе по одной специальности может быть несколько).

На оборотной стороне титульного листа указываются сведения:

—  об авторе (авторах, разработчиках) и рецензентах;

—  о целях и основаниях разработки рабочей учебной программы и плана;

— о решениях предметно-цикловой комиссии учебного заведения № протокола и дата заседания ПЦК учебного заведения;

Кроме того, в этот перечень можно включить сведения о решениях учебно-методического объединения по специальности, если данная учебная программа была рассмотрена или других аналогичных учебно-методических, научно-методических советах системы образования занимающихся организацией разработки и консультационной методической помощи разработчикам образовательных программ (НАО «Холдинг «Касипхор», учебно-методические советы областных УМК, ученные совет ВУЗов и др.). Необязательный пункт.

 

(Форма титульного листа)

 

(наименование учебного заведения ТиПО)

 

 

Согласовано ____________________________

(наименование предприятий работодателей по выбранной специальности)

«_______________»   2016 г

 

Утверждаю

       Руководитель учебного заведения ТиПО

       ___________________

    

 «         »   ________________ 2016 г

 

  

рабочая учебная программа

по специальности ________________________________________________

                                      (код и наименование специальности по Классификатору)

«____________________________________________________________»

 

  

2016 г.

(год разработки)

Приложение 2

Примерная структура модульной учебной программы

(вместе тематического плана учебной программы по дисциплинам и ПО ПП)

 

Код профессиональных квалификации/ компетенций

Учебные модули (наименование разделов и тем по модулям)

Модульные единицы (формируемые компетенции)

Объем учебного времени (час)

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

Объем учебного времени, на выполнения учебных модулей разработчики могут определить по таблице:

Код модуля

 

 

 

Название модулей

Количество учебного времени

в часах

Самостоятельная

работа

Лекции

Практические занятия

Контролируемая самостоятельная работа (КСР)

 

Учебные модули

2

 

 

 

 

Учебные модули

1

 

 

 

 

Учебные модули

2

 

 

 

Содержание модульной учебной программы составляются таким образом, чтобы в каждой теме (разделе) было описаны перечень основных знаний, умений, навыков и компетенции которыми должен владеть обучающиеся после прохождения модуля (прохождения практики).

Например: Содержание профессиональных компетенции по модулям (в виде наименование разделов и тем с указанием формируемых компетенций) по специальности «Строительство и эксплуатация зданий сооружений» со специализацией «Отделочные работы».

Наименование модуля

(Код компетенции/ квалификации)

(из ГК – Классификатор ТиПО)

 

Учебные модули

(наименование разделов и тем  по модулям)

 

Формируемая

Компетенция / результаты обучения

 

Объем учебного времени (час)

Штукатур (указать уровень квалификации)

 

 

Наименование разделов и тем  общепрофессиональных и специальных дисциплин

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Наименование разделов и тем  производственного обучения и практики

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

 

 

 

Маляр (указать уровень квалификации)

 

Наименование разделов и тем  общепрофессиональных и специальных дисциплин

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Наименование разделов и тем  производственного обучения и практики

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

 

 

 

Мастер отделочник (с умением выполнять работы плиточника и облицовщика)

Наименование разделов и тем  общепрофессиональных и специальных дисциплин

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Наименование разделов и тем  производственного обучения и практики

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

 

 

 

Техник-отделочник (указать уровень квалификации)

 

Наименование разделов и тем  общепрофессиональных и специальных дисциплин

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Наименование разделов и тем  производственного обучения и практики

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

 

 

 

Младший технолог — строитель (указать уровень квалификации)

 

Наименование разделов и тем  общепрофессиональных и специальных дисциплин

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

Наименование разделов и тем  производственного обучения и практики

Знания, Умения, Навыки

Быть компетентным:

 

 

 

 

 

Структура и содержание модульной учебной программы производственного обучения и профессиональной практики

Код профессиональных квалификации/ компетенций

Учебные модули

(темы и виды учебно-производственной работы)

Формируемые навыки работы /компетенции

Объем учебного времени (час)

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

При определении формируемой компетенции по каждому модулю и дисциплине и видов учебной работы необходимо учитывать «Методику разработки типовых учебных планов и образовательных учебных программ, интегрированных образовательных учебных программ по специальностям технического и профессионального образования (Приказ МОН РК от 4.11.2013 г. № 446 (с внесением изменений в данный приказ от 28 сентября 2016 года № 579) в части описания компетенций.

 

 

Приложение 3

Примерная форма описания

результатов обучения и критерий оценки по каждой квалификации

 

На каждую квалификацию и по модулям необходимо определить ожидаемые результаты обучения и разработать критерии оценки. 

Квалификация/модуль

Результат обучения

Критерии оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты обучения – это формулировки, определяющие, что будут знать, уметь или в состоянии делать студенты в результате учебной деятельности. Результатам обучения выступают совокупность формируемых компетенций по модулям обучения с выходом на квалификацию.

Критерии оценки — перечень основных видов учебной деятельности по модулям для принятия решения по оценке результатов обучения на соответствие предъявленным требованиям к компетентности.

 

  

Приложение 4

ПЛАН УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА к рабочему учебному плану

по организации  подготовки кадров по технологии модульного обучения

(по модульным образовательным программ) по специальности  _________________________________________________________________

Квалификации: 1) _____________________,  2) ________________________,

                         3) ____________________,    4) ________________________

Срок обучения     _________              на базе общего среднего образования

 

Индексы  обозначение

 

Наименование

циклов, дисциплин и возможных модулей

(с указанием кода компетенции/квалификации)

(из ГКЗ – Классификатор ТиПО)

 

 

 

Формы контроля

Объем учебного времени в часах/кредитах

Распределение по семестрам

Количество контрольных работ

всего

Из них

Распределение по курсам и семестрам

экзамены

зачет

Курсовой проект

Теоретическое обучение

Практическое обучения

1 курс

2 курс

3 курс

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ОГСЭД 00

Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины или модули

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГСЭД 01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГСЭД 02

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПМ…

Общепрофессиональные модули

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПМ….

Профессиональные и специальные модули

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СМ….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПП ….

Профессиональная практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПП….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПА…..

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИА ….

Итоговая аттестация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого на обязательное обучение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*    *    *

 

Приложение 5

 График учебного процесса

 

 

Приложение 6

Сводные данные по бюджету времени

 

 

 

Список

использованных нормативных правовых актов

и Законов Республики Казахстан

 

Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года №414- V (с изменениями и дополнениями от 06.04.2016 г.)

Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями от 09.04.2016 г.)

Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования (постановления Правительства РК от 13.05.2016 г №292).

Методика разработки типовых учебных планов и образовательных учебных программ, интегрированных образовательных учебных программ по специальностям технического и профессионального образования (Приказ МОН РК от 4.11.2013 г. № 446 (с внесением изменений в данный приказ от 28 сентября 2016 года № 579).

Модульно-компетентностный подход к разработке образовательных программ ТиПО. Борибеков К.К. Астана, 2015 года

Методология по разработке типовых учебных планов и программ по специальностям и дисциплинам ТиПО на основе профессиональных стандартов. Курманалина Ш.Х. Искалиева А.Б. Досанова Т.С. Квитко Е.М. Астана, 2013 года

 

 

Оставьте заявку и получите консультацию